MEDIATsIYa



1)Понятие, история возникновения альтернативных процедур урегулирования споров

Идея внесудебного разрешения конфликта, примирения спорящих сторон существует с давних пор. Следует отметить, что причины, вызвавшие процессы создания внесудебных способов разрешения правовых споров как альтернативы традиционному правосудию различны в странах общего и континентального права. Так, если для англосаксонской системы права изначально высшую ценность представляет суд, с которым связано зарождение и развитие общего права, то для континентальной системы ценность представляет идея права как способа защиты свободы и равенства граждан, направленного на примирение интересов государства и частных лиц.

Для стран континентального права важным было развитие системы предупреждения судебных споров. В то время как страны континентальной системы права искали способы недоведения споров до суда, страны общего права, в частности США, наоборот, интенсифицировали правосудие, что и привело к кризису судебной системы. Так, к концу 60-х-началу 70-х гг. XX столетия в американской юридической практике сформировался стереотип: вначале идти в суд, а потом приглашать своих контрагентов к переговорам.

Судебная система переживала сложнейший кризис. В начале 70-х гг. XX века Национальный институт правосудия США в целях освобождения перегруженной судебной системы организовал эксперимент по урегулированию споров с помощью специалистов-посредников. Эксперимент проводился в Атланте, Канзас-Сити и Лос-Анжелесе. В 82% случаев спор был урегулирован, и дело не было доведено до суда*(7). После этого медиация стала одним из распространенных способов разрешения споров во внесудебном порядке.

В Европе, странах континентального права потребность в развитии АРС в новейшее время связана с необходимостью поиска путей по предупреждению правовых споров, развитию примирительных процедур, что в свою очередь рассматривается как эффективный инструмент повышения качества и доступности правосудия. Так, на 339-м заседании Комитета министров Совета Европы 16 сентября 1986 г. была принята рекомендация N R (86) 12 «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной нагрузки на суды». В соответствии с этой рекомендацией правительствам государств-членов в рамках сокращения нагрузки на суды предлагалось изучить целесообразность включения одной или нескольких следующих задач в судебную политику.

Таким образом, на первом этапе развития АРС происходило формирование идеи о необходимости создания альтернативных государственному правосудию процедур (переговоры, медиация (посредничество), арбитраж), определения их преимуществ, ограничений. Особое внимание было уделено развитию нового способа урегулирования споров, основанному на Гарвардском методе ведения переговоров — медиации.

2) Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: понятие, характерные черты, преимущества.

1) Медиация относится к внеюрисдикционным способам урегулирования правовых споров. В настоящее время система урегулирования правовых споров объединяет как внеюрисдикционные, так и юрисдикционные (осуществление правосудия, третейское разбирательство, нотариальное производство и т.д.) способы урегулирования споров. В рамках юрисдикционных процедур спор разрешается путем применения права, в медиации урегулирование спора осуществляется путем согласования интересов сторон. Поэтому медиатор не занимается правоприменением, его задача заключается в организации совместной работы участников спора, направленной на поиск взаимоприемлемого для каждой стороны спора решения.

Деятельность органов гражданской юрисдикции осуществляется в рамках особой процессуальной, процедурной формы, которая регламентируется действующим законодательством. Медиация также представляет собой особым образом организованную процедуру, но это не юридическая процедура, а процедура организации и ведения переговоров, основывающаяся на стратегии сотрудничества спорящих сторон. Переговорная природа медиации предопределяет наличие следующей характеристики: в отличие от разрешения правовых споров в рамках системы гражданской юрисдикции (суды, нотариат, третейские суды, КТС и т.д.), когда уполномоченные лица выносят обязательное для участников правового спора решение, в процедуре медиации решение принимается не медиатором, а самими спорящими сторонами. Медиатор не обладает полномочиями по принятию обязательного для сторон решения, его деятельность заключается в организации и проведении переговоров между сторонами, направленных на совместный поиск решения по спору. Процедура медиации позволяет спорящим сторонам сохранять полный контроль над процедурой урегулирования конфликтной ситуации, лично участвовать в разработке содержания медиативного соглашения и тем самым управлять конфликтом. Спорящие стороны не передают спор на разрешение другим (сторонним) лицам, а сами участвуют в его разрешении. Эффективность процесса управления конфликтом обеспечивается наличием третьей нейтральной стороны — медиатора, который с помощью специальных навыков в сфере коммуникации, в анализе и управлении конфликтом, организации и проведении переговоров, проведении процедуры медиации, в совокупности с юридической подготовкой помогает сторонам в работе с конфликтной ситуацией.

Отличия существуют и в итоговом результате: при рассмотрении спора в суде, как правило, результатом является «выигрыш-проигрыш», поскольку удовлетворение требований одной из сторон автоматически означает отказ в удовлетворении требований другой стороны. Медиация имеет своим результатом «выигрыш-выигрыш», поскольку медиативное соглашение принимается сторонами только при условии, что оно в равной мере удовлетворяет как интересам одной стороны, так и интересам другой стороны. Различия в результатах объясняются тем, что в рамках судебного процесса основания для решения определяются в прошлых отношениях между сторонами, в то время как в процедуре медиации основание решения находится в будущем взаимодействии сторон.

С учетом приведенных характеристик можно выделить следующие особенности медиации как альтернативного способа урегулирования споров.

1. Медиация, в отличие от юрисдикционных процедур, дает возможность контролировать сторонам саму процедуру урегулирования спора, а главное, ее результат, поскольку медиативное соглашение разрабатывается и заключается самими сторонами.

2. Медиация является негласной процедурой, медиаторы имеют свидетельский иммунитет, стороны сами определяют границы конфиденциальности информации, ставшей им известной в связи с организацией и проведением процедуры медиации. В настоящее время в связи с активным внедрением интернет-технологий в деятельность судов, информация об участниках судебных процессов становится все более открытой. В этой связи, если есть необходимость в сохранении какой-либо тайны, процедура медиации при соблюдении базовых условий может стать альтернативой судебному процессу.

3. Медиация менее затратна по времени, ресурсам.

4. Процедура медиации более гибка, неформальна, в законе отсутствуют жесткие процедурные правила.

5. Существенная особенность медиации заключается в том, что медиативные соглашения, поскольку они направлены на реализацию интересов каждой спорящей стороны, исполняются добровольно и не требуют обращения к принудительному исполнению.

3) Отличие посредничества (медиации) от судебного, третейского разбирательства, переговоров.

Внеюрисдикционная переговорная природа медиации обусловливает наличие специфических черт, отличающих ее от судебной процедуры разрешения спора. Так, основная цель, реализуемая в рамках судопроизводства, заключается в разрешении спора государственным судом и вынесении судебного решения, обязательного для всех участников спора. В процедуре медиации цель медиатора заключается в организации эффективных переговоров и достижении соглашения, отвечающего интересам обеих сторон.

При рассмотрении дела в суде основными участниками являются стороны, которые подчиняют свое поведение тому решению, которое примет судья, обладающий государственно-властными полномочиями. В процедуре медиации также основными участниками являются стороны спора, но именно они определяют условия медиативного соглашения. Медиатор с помощью своих специальных знаний и навыков помогает в их совместной работе по преодолению конфликтной ситуации. Обращение к суду за разрешением спора автоматически предопределяет гласность всей процедуры, в то время как урегулирование спора в рамках процедуры медиации является конфиденциальным.

В основу современной модели гражданского процесса положена состязательная форма судопроизводства, которая противопоставляет стороны в процессе, побуждает их к состязанию, соперничеству. Это также предопределяет наличие детальной регламентации процесса, существование процессуальной формы, четкого распределения обязанностей по доказыванию. В процедуре медиации отношения между сторонами направлены на сотрудничество, совместную работу по преодолению спора, поэтому процедура не формализована, нет необходимости в применении правил доказывания.

Отличия существуют и в итоговом результате: при рассмотрении спора в суде, как правило, результатом является «выигрыш-проигрыш», поскольку удовлетворение требований одной из сторон автоматически означает отказ в удовлетворении требований другой стороны. Медиация имеет своим результатом «выигрыш-выигрыш», поскольку медиативное соглашение принимается сторонами только при условии, что оно в равной мере удовлетворяет как интересам одной стороны, так и интересам другой стороны. Различия в результатах объясняются тем, что в рамках судебного процесса основания для решения определяются в прошлых отношениях между сторонами, в то время как в процедуре медиации основание решения находится в будущем взаимодействии сторон.

4) Виды посредничества (медиации): внесудебное, досудебное, интегрированное.

При применении медиации в юрисдикционной деятельности важно учитывать, что в современных практиках отчетливо различаются две основные юридические модели, в которых реализуется процедура медиации: частная и интегрированная. Выделение данных видов имеет большое практическое значение, так как является основанием для дифференциации подходов в правовом регулировании.

1. Частная медиация рассматривается и регламентируется как самостоятельный вид профессиональной деятельности по урегулированию правовых споров. Реализация данной модели осуществляется путем принятия отдельных законодательных актов, в которых регламентируются общие положения о медиации как альтернативной процедуре разрешения споров, раскрываются ее принципы, закрепляются правовые гарантии института медиации, регламентируются требования, предъявляемые к медиаторам и организациям, оказывающим помощь в урегулировании споров посредством медиации. В частности, такие специальные законы приняты в Австрии, Словении, США и других странах.

Принятие в России Закона о медиации свидетельствует, что российский законодатель также исходит из необходимости разграничения частной и интегрированной модели медиации. Во всяком случае, с позиций принятого разграничения российский Закон о медиации закрепляет модель именно частной медиации, позволяющей формировать отдельный институт альтернативного урегулирования правовых споров.

2. Интегрированная медиация рассматривается и регламентируется как специальная процедура и форма деятельности юрисдикционных органов (судов, нотариата, судебных приставов-исполнителей и т.д.), направленная на примирение сторон в рамках юридического процесса.

Поскольку в интегрированной модели медиация рассматривается как одна из дополнительных компетенций субъектов, реализующих юрисдикционную деятельность, то правовое регулирование интегрированной медиации осуществляется не специальным законом, а в рамках отраслевого законодательства, которое регламентирует деятельность того или иного юрисдикционного органа. Так, практика стран, активно развивающих институт медиации, показывает: если медиацией занимаются суды, то такая функция закрепляется, а процедура регулируется процессуальным законодательством; если нотариусы, то соответствующими законами о нотариате; если служба судебных приставов-исполнителей, то законами, регламентирующими деятельность этой службы. Именно по такому пути идет, в частности, развитие интегрированной медиации в США и ряде европейских стран. Такой подход оправданно использовать и в отношении нотариальной деятельности в России. Возможность и оправданность его реализации имеют основания как в формальных условиях, так и сущности нотариальной практики.

5) Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ от 23 июля 1980 года: содержание и значение

23 июля 1980 г. на 241-м заседании комиссии ООН по праву международной торговли был принят Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ. Согласительный регламент был разработан с целью урегулирования споров, возникающих из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними, в тех случаях, когда стороны, стремясь к мирному урегулированию их спора, договорились о применении Согласительного регламента ЮНСИТРАЛ (ст. 1). Этот документ предусматривает процедурные положения, регулирующие действия сторон по принятию соглашения для проведения согласительной процедуры, связанной с их коммерческими взаимоотношениями. Регламент охватывает все аспекты согласительной процедуры, включая типовую оговорку о согласительной процедуре, определяя, когда согласительная процедура считается начатой и прекращенной, и поясняя процедурные аспекты, касающиеся назначения и роли посредников и общих вопросов ведения согласительной процедуры.

Сторона, проявляющая инициативу в отношении согласительной процедуры, направляет другой стороне предложение. С момента принятия предложения второй стороной, которое рекомендуется выражать в письменной форме, начинается согласительная процедура. Стороны согласительной процедуры должны договориться о количестве посредников, о кандидатуре посредников, что является важным фактором, способствующим формированию отношений сотрудничества при урегулировании спора. Посредник организует взаимодействие между сторонами, сохраняя свою нейтральность. При проведении согласительной процедуры стороны пользуются равными правами. Каждая сторона может по своей инициативе или по приглашению посредника представлять ему предложения по урегулированию спора. В случае, когда посредник получает от одной из сторон информацию фактического характера, касающуюся спора, он передает сущность этой информации другой стороне с тем, чтобы последняя могла представить посреднику любые объяснения, которые считает необходимыми. На время проведения согласительной процедуры стороны принимают обязательства не возбуждать арбитражное или судебное разбирательство (ст. 16 Согласительного регламента).

Регламент также затрагивает такие вопросы, как конфиденциальность, допустимость доказательств в других разбирательствах и ограничение прав сторон в отношении проведения судебных или арбитражных производств в период осуществления согласительной процедуры. Посредник и стороны должны соблюдать конфиденциальность в отношении всех вопросов, касающихся согласительной процедуры.

6) . Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре от 24 июня 2002 года: содержание и значение.

19 ноября 2002 г. был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре.

В Типовом законе о международной коммерческой согласительной процедуре (далее — Типовой закон МКСП) приводятся основные понятия, регламентируется сфера применения. Несмотря на то, что типовой закон направлен на регулирование международной коммерческой согласительной процедуры, термин «коммерческий» трактуется достаточно широко, охватывает вопросы, вытекающие как из договорных, так и из внедоговорных отношений. Отношения коммерческого характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими. Отношения коммерческого характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими: любые торговые сделки на поставку товара или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство или агентские соглашения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; лицензирование; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашение об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров или пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом (примечание к п. 1 ст. 1 Типового закона МКСП).

Под согласительной процедурой понимается процедура, которая может именоваться согласительной, посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла и в рамках которой стороны просят третье лицо или лиц («посредника») оказать им помощь в попытке достичь мирного урегулирования их спора, возникшего из договорных или иных правоотношений либо в связи с ними (п. 3 ст. 1 Типового закона МКСП). В этом нормативном акте раскрываются правила инициирования согласительной процедуры; порядок назначения посредников; проведение согласительной процедуры; закрепляются правила построения взаимоотношений между посредником и сторонами; затрагиваются вопросы допустимости доказательств, раскрытых в согласительной процедуре, в других разбирательствах (арбитражном, судебном); правила прекращения согласительной процедуры и приведения в исполнение мирового соглашения, достигнутого в рамках согласительной процедуры.

Типовой закон МКСП расширил гарантии конфиденциальности по сравнению с Согласительным регламентом 1980 г. как по субъектному составу, так и в отношении объема информации. В соответствии с Типовым законом о МКСП сторона согласительной процедуры, посредник или любое третье лицо, включая лиц, участвовавших в согласительной процедуре, не приводит или не представляет в качестве доказательства и не ссылается в своих свидетельских показаниях в рамках арбитражного, судебного или аналогичного разбирательства на любые из следующих элементов:

а) предложение одной из сторон об обращении к согласительной процедуре или тот факт, что одна из сторон выразила готовность к участию в согласительной процедуре;

б) мнения или предложения, высказанные одной из сторон согласительной процедуры в отношении возможного урегулирования спора;

в) заявления или признания, сделанные одной из сторон в ходе согласительной процедуры;

г) предложения посредника;

В отличие от ранее принятых международных актов, регламентирующих согласительные процедуры, в Типовом законе МКСП впервые поставлен вопрос о приведении в исполнении мирового соглашения (в контексте Типового закона МКСП мировым именуется соглашение, заключенное в результате проведения согласительной процедуры). В соответствии со ст. 14 заключенное мировое соглашение имеет обязательную силу и может быть приведено в исполнение. При этом государство, принимающее Типовой закон МКСП, включает в национальное законодательство описание порядка приведения в исполнение мировых соглашений или указывает положения, регулирующие такое приведение в исполнение.

7) Европейский кодекс поведения медиаторов от 02 июня 2004 года: содержание и значение.

При поддержке Европейской Комиссии группой практикующих посредников был разработан Европейский кодекс поведения медиаторов, который принят на конференции в Брюсселе 02 июня 2004 г. Данный кодекс разработан для всех видов медиации по гражданским и коммерческим делам. В нем определяются порядок назначения медиатора, предъявляемые требования, принципы, на которых основывается деятельность медиатора. В частности, в этом документе указывается, что медиаторы должны быть компетентными и иметь необходимые знания в сфере медиации. Важными факторами являются надлежащее обучение и постоянное совершенствование теоретических и практических навыков в области медиации. Медиатор должен быть независимым и беспристрастным, соблюдать конфиденциальность. Европейский кодекс поведения медиаторов может быть применен действующими сообществами медиаторов в других государствах.

Важную роль в развитии примирительных процедур, медиации играют торговые палаты. Так, в Международной торговой палате с 2001 г. действуют Регламент дружественного разрешения споров МТП и Руководство по дружественному разрешению споров в МПТ. В 1996 г. при палате национального и международного арбитража Торгово-промышленной палаты Милана был создан Центр примирительных процедур, который ежегодно рассматривает около 150 процедур. Пользуется большим доверием и Центр арбитража и посредничества при Торгово-промышленной палате Парижа, 70% споров в котором заканчиваются мирным урегулированием конфликта. Аналогичные центры действуют во многих европейских государствах.

Таким образом, примирительные процедуры активно применяются в международных отношениях, являются ориентиром для формирования национального законодательства.

8) Директива Европейского парламента и совета Европейского Союза от 21 мая 2008 года № 2008/52/ «О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах»: основные положения и значение.

Важным этапом на пути гармонизации законодательства стран Европейского Союза в сфере медиации стало принятие 21 мая 2008 г. Европейским парламентом и Советом Европейского Союза Директивы 2008/52/ «О некоторых аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах». Директива была принята с целью упрощения доступа к разрешению споров путем содействия использованию медиации и обеспечения сбалансированного соотношения между медиацией и судебными процедурами. В частности, она затрагивает решение таких важных вопросов как приостановление сроков исковой давности при передаче спора на разрешение в рамках медиации; о разработке механизмов принудительного исполнения достигнутых медиативных соглашений; о гарантиях обеспечения принципа конфиденциальности самой процедуры; об обязательстве государств информировать общественность о том, как установить контакт с медиаторами и организациями, оказывающими услуги медиации, а также об уполномоченных судах и организациях, на которые возложена обязанность удостоверять соглашение, достигнутое в рамках медиации. Данная Директива послужила основанием для дальнейшего развития национального законодательства стран — участниц Европейского Союза, регулирующего вопросы медиации по гражданским и коммерческим спорам. В настоящее время 13 стран Европейского Союза перенесли ее в национальное законодательство*(20).

9) Перспективы развития медиации по корпоративным спорам (на основе анализа Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года).

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.*(24) В этом программном документе указывается на актуальность проблемы корпоративных споров между российскими компаниями, а также споров с участием иностранных инвесторов. В этой связи намечается оказание поддержки внесудебным формам разрешения корпоративных и иных конфликтов, стимулирование передачи споров в третейские суды, в том числе созданные саморегулируемыми организациями, и рассмотрение возможности применения нового для российской деловой практики способа поиска решений и выхода из критических ситуаций — медиации (посредничества). В целях внедрения механизмов медиации при рассмотрении корпоративных споров предполагается разработать систему мер, стимулирующих их применение, наделить соответствующий уполномоченный государственный орган необходимыми полномочиями, связанными с организацией этой работы и аккредитацией профессиональных медиаторов. По мере развития механизмов и институтов медиации намечено рассмотреть целесообразность введения обязательного досудебного этапа использования медиации при возникновении отдельных наиболее сложных категорий корпоративных споров в области эмиссии ценных бумаг, раздела активов, слияний и поглощений и в иных случаях, существенным образом затрагивающих права и интересы инвесторов.

10) Общая характеристика и значение федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Практическим шагом на пути реализации медиации стало принятие федеральных законов: «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ (далее — Закон о медиации) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ *(26)

Основное значение Закона о медиации для юридической практики проявляется в следующем.

Во-первых, законодатель признает за процедурой медиации статус законного способа урегулирования правовых споров, существующего наряду с судебным порядком, процедурой разрешения споров в третейском суде, в комиссиях по трудовым спорам, нотариальной процедурой.

Во-вторых, государство признает и результаты этой процедуры — медиативное соглашение.

В-третьих, в связи с принятием закона можно вести речь о формировании в Российской Федерации новой внеюрисдикционной системы урегулирования и разрешения правовых споров.

В Законе о медиации указывается, что процедура медиации может проводиться по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений. Медиация может быть начата в любой момент существования конфликта, в том числе после возникновения спора, рассматриваемого в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции и судопроизводства в арбитражных судах. Наличие гражданского дела, имеющегося в производстве суда общей юрисдикции, арбитражного суда, не является препятствием для проведения процедуры медиации.

Процедура медиации начинается с момента достижения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации. Соглашение заключается в письменной форме.

Устанавливаются принципы проведения медиации, основания прекращения, требования к медиаторам и т.д.

11)15) Принципы медиации: понятие, классификация

Принцип добровольности. Добровольность как принцип медиации распространяется не только на стороны спора, но и на медиатора и определяет следующие положения.

— Медиация может состояться только по взаимной договоренности участников конфликта. Причем эта договоренность касается как самой процедуры, так и посредника (медиатора), т.е. стороны выражают свое согласие не только на участие в медиации, но и на ее проведение конкретным медиатором. Если сторона не согласна с кандидатурой конкретного посредника, она может обусловить свое участие в процедуре его заменой. Никто не может быть принужден к участию в процедуре медиации и заключению соглашения о медиации. В отличие от судебного рассмотрения спора, обращение одной из сторон к медиатору не влечет обязанности другой стороны принять участие в процедуре медиации. В равной степени медиатор не может быть принужден к участию в конкретной медиации и принимает решение о таком участии (или отказе в участии) по своему усмотрению.

— Любой из участников медиации может в любой момент прекратить свое участие в процедуре без объяснения причин и каких-либо негативных юридических последствий для себя. Эта же возможность есть и у медиатора, если он сочтет невозможным продолжать проведение медиации по каким-либо основаниям.

— Поиск сторонами приемлемых вариантов решения спора осуществляется на основе их интересов, без какого-либо внешнего давления. Участники по своему усмотрению предлагают варианты решения спора, принимают или отвергают их, по своей воле подписывают медиативное соглашение или отказываются от его подписания.

Принцип нейтральности медиатора. Следование принципу нейтральности означает, что медиатор не находится в какой-либо прямой или косвенной зависимости от сторон, обеспечивает сторонам равное и справедливое отношение в ходе процедуры. Кроме личной устремленности, нейтральность, беспристрастность медиатора основана на типе его интереса и характере позиции в процедуре медиации. Прежде всего нейтральность медиатора гарантируется отсутствием у него какой-либо заинтересованности в разрешении спора по существу. В принципе, можно утверждать, что медиатору безразлично, к какому конкретному варианту разрешения спора придут стороны, его интерес касается не содержания, а процедуры переговоров и направлен на эффективное содействие сторонам в разработке любого устраивающего их решения. Другими словами, медиатор заинтересован только в конструктивном прохождении и успешном исходе переговоров, а их содержание, все положения медиативного соглашения определяются сторонами самостоятельно и только по взаимной договоренности. Таким образом, позиция медиатора «равноудалена» от сторон не только по природе переговорного процесса, но и по сути медиации, а значит, он имеет достаточные объективные основания быть непредвзятым и нейтральным*(48).

Принцип равноправия сторон. Равноправие сторон в медиации означает, что стороны имеют равные возможности по совершению всех предусмотренных процедурных действий, ни одна из сторон не может иметь (по любым основаниям) каких-либо преимуществ по отношению к другой. Равноправие появляется на всех стадиях медиации, в том числе через равные возможности сторон в выборе медиатора, определении условий и выработке регламента процедуры, высказывании своих позиций и постановке вопросов, определении тем переговоров, выдвижении предложений и выработке текста соглашения. Равные права стороны имеют и на индивидуальную работу с медиатором.

Технически следование принципу равенства выражается, например, в том, что сторонам предлагается одинаковое время для презентации своих позиций, возможность задать одинаковое количество вопросов. При индивидуальной работе с одной из сторон, медиатор объявляет, что такое же время он уделит для индивидуальной работы с другой стороной, и т.д. При этом такие действия медиатора не обязывают стороны следовать сделанным предложениям. Скажем, сторона не обязана использовать то же количество времени для презентации своей позиции, которое затратила другая сторона, или задавать то же количество вопросов. Это только возможность, гарантируемая медиатором, а воспользоваться ею или нет, решает сам участник переговоров в зависимости от конкретной ситуации, следуя принципу добровольности и своим интересам.

Принцип конфиденциальности. Конфиденциальность медиации означает, что не подлежит разглашению как сам факт медиации, так и любая информация, ставшая известной участникам в ходе процедуры.

По общему правилу не подлежат разглашению как факт обращения сторон к медиатору, так и факт проведения процедуры медиации.

В отличие от правосудия, медиацию можно характеризовать как частную процедуру, исключающую публичность, поэтому присутствие любых лиц, кроме сторон и медиатора, должно оговариваться специально. Это касается представителей, консультантов, специалистов, экспертов и т.д., участие которых допускается только по взаимному согласию сторон. При этом необходимо согласовывать не только факт такого участия, но и его порядок и продолжительность.

Не подлежат разглашению любые сведения и обстоятельства, которые стали известны участникам в ходе переговоров, а также условия медиативного соглашения.

В отличие от других принципов, требования конфиденциальности могут быть существенно скорректированы соглашением сторон. Поэтому после разъяснения данного принципа, для получения информации об отношении сторон к его требованиям и для согласования механизмов обеспечения нераспространения информации, медиатор осведомляется у сторон о важности для них данного условия. Если хотя бы одна из сторон заявляет, что конфиденциальность процедуры медиации для нее принципиальна, то медиатор должен провести со сторонами полное согласование всех условий ее обеспечения, включая момент начала и окончания действия требований о неразглашении фактов, обстоятельств и сведений.

16) Требования, предъявляемые к посреднику

Статья 15 ФЗ о процедуре медиации. Требования к медиаторам

 

1. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

2. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 настоящего Федерального закона.

3. Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

4. Лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

5. Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

6. Медиатор не вправе:

1) быть представителем какой-либо стороны;

2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

7. Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

 

17) Саморегулируемые организации медиаторов

Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов

 

1. В целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов.

2. Саморегулируемые организации медиаторов создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств.

4. Организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов при условии ее соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, или не менее чем двадцати организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Допускается объединение в составе одной саморегулируемой организации медиаторов физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в количестве не менее ста указанных физических лиц и организаций в совокупности.

2) наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;

3) соответствие саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»).

7. Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов.

8. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.

 

Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов

 

Саморегулируемая организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов;

2) устанавливает и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;

4) разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

18) . Ответственность посредника (медиатора)

Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации

 

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статья 15. Возмещение убытков

 

Позиции высших судов по ст. 15 ГК РФ >>>

 

 

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

 

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

 

 

 

 

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 

 

19) Порядок назначения и избрания посредника (медиатора)

 

1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

 

Статья 5. Число и назначение посредников (типовой закон Юнситрал о посредничестве)

1. Если стороны не договорились о назначении двух или более посредников, назначается один посредник.


2. Стороны стремятся достичь согласия по кандидатуре посредника или посредников, если только не было договоренности об иной процедуре их назначения.


3. Стороны могут просить содействия соответствующего учреждения или лица в связи с назначением посредников. В частности:

a) сторона может просить такое учреждение или лицо рекомендовать кандидатуры лиц, приемлемых в качестве посредника; или

b) стороны могут договориться о том, что назначение одного или более посредников осуществляется непосредственно таким учреждением или лицом.


 

20)Роль организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур с участием посредника

МАС оказывает организационное содействие проведению согласительной процедуры, включая выполнение следующих функций

-направление документов сторонам и посреднику;

-содействие посреднику в определении даты, времени и места встречи со сторонами и направление заблаговременного уведомления стонам о встрече;

-предоставление помещений для встреч посредника со сторонами;

-осуществление машинописных работ

-получение аванса расходов на согласительную процедуру и его дальнейшее перечисление с учетом установленного распределения таких расходов;
оказание иного содействия, насколько таковое возможно.

организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры, утверждает список лиц, рекомендуемых в качестве посредников. Если иное не предусмотрено правилами проведения примирительной процедуры, организация, обеспечивающая проведение примирительной процедуры, по предложению сторон может рекомендовать посредника, не включенного в утвержденный ею список посредников.

 

21) Независимость и беспристрастность посредника. Конфликт интересов

Нейтральность медиатора. В медиации сторонам непосредственную помощь в урегулировании спора оказывает медиатор. Он организует взаимодействие сторон, направляет их к поиску решения, в котором реализуются их интересы. В связи с этим, чтобы помощь была эффективна, медиатор должен быть независим и беспристрастен. Независимость означает, что до момента встречи со сторонами медиатор ничего не знал о сути спора, не состоял ни с одной из сторон в служебных, деловых, семейных, дружеских отношениях, не имеет какой-то личной заинтересованности в принимаемом решении..

Медиатор обязан избегать конфликта интересов или ситуации, которая может быть истолкована как конфликт интересов, в течение или после процесса медиации. Конфликт интересов возникает в том случае, если медиатор лично заинтересован в одной из сторон или в самом конфликте, что порождает сомнение в его беспристрастности. b. Прежде чем дать согласие участвовать в процессе медиации, медиатор обязан сообщить координатору программы о каких-либо прошлых, текущих или возможных будущих личных взаимоотношениях с какой-либо из сторон конфликта или самим конфликтом

22) Условия применения процедуры медиации, выбор и назначение посредника

Статья 7. Условия применения процедуры медиации

 

1. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в том числе на основании соглашения о применении процедуры медиации..

2. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

3. Наличие соглашения о применении процедуры медиации, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4. Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

5. Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

Статья 9. Выбор и назначение медиатора

 

1. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

2. Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора.

23) Соглашение сторон об обращеиии к посреднику: форма и содержание

о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением (п. 5 ст. 2 ФЗ N 193-ФЗ).

Медиативная оговорка — это автономное положение договора, содержащее условие о применении процедуры медиации для урегулирования всех споров (разногласий), которые могут возникнуть между сторонами в связи с заключаемым договором.

Медиативная оговорка отличается от соглашения о применении процедуры медиации тем, что возможность применения процедуры медиации оговаривается до возникновения возможных споров (разногласий) между сторонами. Соглашение же о применении процедуры медиации, как правило, уже содержит указание на то, какие конкретно споры будут регулироваться посредством применения процедуры медиации, т.е. такое соглашение в большинстве случаев заключается после возникновения разногласий между сторонами. Хотя такое соглашение можно заключить и в том случае, когда стороны не оговорили порядок разрешения разногласий в основном соглашении или хотят изменить (дополнить) порядок, установленный основным соглашением.

24) Споры, которые могут быть урегулированы в рамках процедуры медиации

медиация применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений».

Отметим, однако, что согласно п.3 ст. 1 Закона о медации процедура медиации может применяться и к спорам, возникающим из иных отношений, если это прямо предусмотрено федеральным законом. О каких спорах здесь идет речь? Можно предположить, что законодатель рассчитывает распространить процедуру медиации на некоторые области дискреционных полномочий должностных лиц. То есть  когда возникает публично-правовой спор, и согласно закону должностное лицо может принять различные решения с учетом необходимости обеспечения государственных интересов, то здесь можно найти место процедуре медиации, потому что принимается во внимание целесообразность действий должностного лица.

Рассмотрим, споры между сторонами, возникающие на стадии заключения договора по поводу его условий. Отношения, которые возникаю между сторонами на стадии согласования условий договора гражданско-правовые? Да, об этом свидетельствую положения главы 28 ГК РФ, регулирующие отношения сторон по поводу заключения договора. Однако, по общему правилу, у сторон нет права требовать включения каких-либо условий в договор. Поэтому отказ одной из сторон от условий, предлагаемых другой стороной, не есть гражданско-правовой спор, так как нет нарушенных или оспоренных субъективных прав. Но это спор, возникающий из гражданских правоотношений, и стороны могут применить к нему процедуру медиации.

Причем, в отличие от случая, предусмотренного ст. 446 ГК РФ, когда стороны передают преддоговорный спор на рассмотрение суда, и по существу суд проверяет лишь законность предлагаемых условий договора, при процедуре медиации стороны смогут придти к соглашению по любым условиям договора.

25) Особенности обращения к посреднику после возбуждения производства в суде

Если же медиация проводится после возбуждения дела в суде, то текст медиативного соглашения приобщается к материалам гражданского дела и, в силу публичности правосудия, конфиденциальность не может быть обеспечена. Кстати говоря, в этом плане примирение в рамках нотариального производства выгодно отличается тем, что право сторон на конфиденциальность обеспечивается в любом случае.

26) Стадии медиации. Этапы процедуры медиации

Первая стадия — подготовка к медиации

 

На стадии подготовки медиатор решает следующие задачи.

1. Разъяснение сути, возможностей, преимуществ и ограничений процедуры медиации. Как показывает практика, на стадии подготовки принципиально важно довести до сторон суть медиации и раскрыть роли ее участников.

2. Приглашение к медиации второй стороны спора (в необходимых случаях). В современной практике существует три основных способа инициирования процедуры медиации:

— стороны обращаются к медиатору после разъяснения судом в рамках гражданского судопроизводства их права воспользоваться данным порядком разрешения спора;

— обе стороны самостоятельно приходят к соглашению о проведении процедуры медиации как альтернативного способа разрешения спора;

— к медиатору обращается одна из сторон.

3. Определение состава участников переговоров. Получив принципиальное согласие обеих сторон на проведение медиации, медиатор согласует с ними состав участников переговоров. В практике такой состав может быть минимальным — сами стороны, что чаще всего имеет место, когда рассматривается спор между физическими лицами

4. Предварительные консультации о проведении процедуры медиации. Такие консультации проводятся в основном для решения технических вопросов, касающихся согласования времени и места встречи, ее продолжительности, порядка оповещения участниками друг друга в случае невозможности прибыть на встречу и т.п. 

5. Предварительная оценка перспектив процедуры медиации (медиабельность случая)

6. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации.

Вторая стадия — процедура медиации

 

Процедура медиации — это собственно организация и ведение переговорного процесса, в рамках которого медиатор должен привести стороны к сотрудничеству для достижения соглашения, отвечающего интересам обеих сторон.

Процедура медиации подразделяется на ряд этапов:

1) вступительное слово медиатора;

2) презентация позиций сторон;

3) определение темы переговоров и вопросов для обсуждения;

4) выработка предложений по разрешению спора;

5) заключение медиативного соглашение и его оформление.

Особым (факультативным) этапом является индивидуальная работа медиатора со сторонами (кокус).

Третья стадия — завершение медиации

 

Завершение медиации является заключительной стадией медиации, на которой подводятся итоги и решаются организационные вопросы, связанные с исполнением заключенного медиативного соглашения.

После подписания медиативного соглашения принято благодарить стороны за конструктивную работу, выяснять их отношение к медиации как внесудебному способу урегулирования споров (насколько эта процедура помогла в решении их проблем, удовлетворены ли они ее ходом и достигнутыми результатами). На этом этапе медиатор еще раз проговаривает со сторонами кто, какие обязательства и в какой срок должен исполнить

27)Подготовка к проведению процедуры медиации

На стадии подготовки медиатор решает следующие задачи.

1. Разъяснение сути, возможностей, преимуществ и ограничений процедуры медиации. Как показывает практика, на стадии подготовки принципиально важно довести до сторон суть медиации и раскрыть роли ее участников.

2. Приглашение к медиации второй стороны спора (в необходимых случаях). В современной практике существует три основных способа инициирования процедуры медиации:

— стороны обращаются к медиатору после разъяснения судом в рамках гражданского судопроизводства их права воспользоваться данным порядком разрешения спора;

— обе стороны самостоятельно приходят к соглашению о проведении процедуры медиации как альтернативного способа разрешения спора;

— к медиатору обращается одна из сторон.

3. Определение состава участников переговоров. Получив принципиальное согласие обеих сторон на проведение медиации, медиатор согласует с ними состав участников переговоров. В практике такой состав может быть минимальным — сами стороны, что чаще всего имеет место, когда рассматривается спор между физическими лицами.

 

4. Предварительные консультации о проведении процедуры медиации. Такие консультации проводятся в основном для решения технических вопросов, касающихся согласования времени и места встречи, ее продолжительности, порядка оповещения участниками друг друга в случае невозможности прибыть на встречу и т.п. Если сторонами спора выступают физические лица, то предварительные консультации, как правило, проходят достаточно быстро, а все согласования осуществляются главным образом по телефону. В случаях с участием юридических лиц консультации могут быть достаточно развернутыми и касаться согласования как процедурных вопросов, так и отдельных содержательных моментов, например, «рабочей темы» для первой встречи.

5. Предварительная оценка перспектив процедуры медиации (медиабельность случая)*(43). Точность оценки медиабельности случая является важным условием успешной работы медиатора. Прежде всего необходимо помнить, что далеко не каждый спор может быть разрешен путем переговоров.

6. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации. Если после проведения подготовительных действий медиатор приходит к выводу, что по предварительной оценке спор является медиабельным, стороны согласны урегулировать его в рамках медиации (время, место проведения процедуры медиации, кандидатуры медиаторов и состав участников согласованы) и такое согласие является добровольным, то он переходит к составлению соглашения о проведении процедуры медиации. Соглашение о проведении процедуры медиации — это «соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами» (п. 6 ст. 2 Закона о медиации).

28) Процедура медиации: цели, задачи, совершаемые действия, сроки действия

 Целью Медиации является предоставление Сторонам при помощи медиатора возможности изучить все реальные способы разрешения Спора с целью определения путем переговоров решения, приемлемого  для каждой из Сторон.

Основные задачи медиации:

· нейтрализация негативных последствий спора (конфликта);

· выработка реалистичного плана будущих действий (проекта соглашения) с учетом интересов обеих сторон, который участники смогли бы принять за основу;

· осознание сторонами спора последствий своих собственных решений;

· сохранение или восстановление деловых и партнерских отношений;

· экономия денежных средств, времени, эмоциональных и душевных затрат сторон на разрешение конфликта.

 

 

 

Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации

 

1. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.

2. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

3. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.

 

29) Завершение медиации цели, задачи, совершаемые действия. Прекращение процедуры медиации

Завершение медиации является заключительной стадией медиации, на которой подводятся итоги и решаются организационные вопросы, связанные с исполнением заключенного медиативного соглашения.

На этой стадии медиатор решает следующие задачи:

1) обсуждение со сторонами хода и результатов процедуры медиации;

2) согласование порядка информирования участников о ходе исполнения медиативного соглашения;

3) оказание информационной поддержки сторонам в ходе исполнения медиативного соглашения (по их обращению);

4) содействие сторонам в преодолении затруднений по исполнению медиативного соглашения (в случае их возникновения).

После подписания медиативного соглашения принято благодарить стороны за конструктивную работу, выяснять их отношение к медиации как внесудебному способу урегулирования споров (насколько эта процедура помогла в решении их проблем, удовлетворены ли они ее ходом и достигнутыми результатами). На этом этапе медиатор еще раз проговаривает со сторонами кто, какие обязательства и в какой срок должен исполнить

Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

1) заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;

2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;

3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;

4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления;

5) истечение срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона.

 

30) Форма и содержание медиативного соглашения. Исполнение медиативного соглашения

Медиативное соглашение*(58) — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации по спору или спорам, отдельным разногласиям спора и заключенное в письменной форме (п. 7 ст. 2 Закона о медиации). Сторонами медиативного соглашения выступают стороны процедуры медиации, являющиеся субъектами спорного материального правоотношения и определившие содержание и условия соглашения, направленного на урегулирование правового спора. Медиатор, равно как и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, не являются стороной медиативного соглашения.

При заключении медиативного соглашения участники процедуры медиации руководствуются правилами ст. 12 Закона о медиации. Такое соглашение заключается в письменной форме, в нем должны быть отражены следующие сведения:

1) о сторонах процедуры медиации;

2) о предмете спора;

3) о проведенной процедуре медиации;

4) о медиаторе, который проводил процедуру;

5) согласованные сторонами процедуры медиации обязательства;

6) условия и сроки выполнения сторонами процедуры медиации принятых на себя обязательств*(59).

На этапе заключения медиативного соглашения медиатор решает следующие задачи:

1) обеспечить подготовку проекта соглашения;

2) организовать обсуждение проекта;

3) провести согласование поправок к проекту;

4) организовать оформление текста соглашения и его подписание.

С моментом заключения медиативного соглашения законодатель связывает наступление определенных правовых последствий.

1. Материально-правовые последствия. Если стороны по спору, вытекающему из гражданских правоотношений, вместо обращения в суд урегулировали его в рамках процедуры медиации, то медиативное соглашение будет представлять собой гражданско-правовую сделку (ч. 4 ст. 12 Закона о медиации).

2. Процессуально-правовые последствия. Если спор находится на рассмотрении в государственном или третейском суде, то заключение медиативного соглашения является основанием для прекращения производства по делу, либо оставления заявления без рассмотрения.

3. Процедурные последствия. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о медиации подписание медиативного соглашения является основанием для прекращения процедуры медиации, т.е. завершается стадия медиации

 

31) Особенности обращения к посреднику в ходе арбитражного процесса: правовые последствия, порядок оформления

Процессуальным основанием для отложения судебного разбирательства с целью обращения к процедуре медиации является соответствующее ходатайство обеих сторон. Процедура медиации может быть применена при возникновении спора до обращения в суд, а также после начала судебного разбирательства, в том числе по предложению судьи (пункт 2 статьи 7 Закона). Возможность и порядок проведения процедуры медиации разъясняется судами в следующих формах: посредством наружного размещения соответствующей информации наШ стендах и сайтах судов и судебных участков мировых судей; в определениях о подготовке дела к слушанию, направляемых сторонам;Ш в ходе рассмотрения дела.Ш Стороны редко самостоятельно принимают решение об обращении к процедуре медиации. Как правило, указанные лица заключают соглашение о применении медиации только после разъяснения судьей существа этого института, порядка и условий его проведения, а также преимуществ урегулирования спора с использованием данной примирительной процедуры (справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 06.06.2012). Согласно части 2 статьи 4 Закона, если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применять процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела в суде определяется процессуальным законодательством. В силу части 1 статьи 169 ГПК Российской Федерации и частей 1 и 2 статьи 13 Закона суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора и с согласия медиатора отложение дела судом допускается на срок проведения процедуры медиации до 180 дней. При рассмотрении ходатайства об отложении разбирательства дела судам необходимо выяснять, не является ли такое обращение сторон злоупотреблением ими своими процессуальными правами, имеющим целью затягивание сроков рассмотрения дела в суде. Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры. При этом указанный в соглашении срок не может превышать срок, установленный в Законе. Если процедура медиации была проведена сторонами до обращения в суд, но по каким-либо обстоятельствам спор был передан на рассмотрение суда и стороны вновь приняли решение о ее проведении (части 3 и 4 статьи 7 Закона), то в этом случае суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней, независимо от продолжительности предыдущей процедуры (часть 3 статьи 13 Закона).

 

32) Особенности обращения к посреднику в ходе гражданского процесса: правовые последствия, порядок оформления

Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Достигнутое в результате процедуры медиации медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд или третейский суд, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

Так, Федеральным  законом  от 27.07.2010 N 194-ФЗ внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Пункт 5 ч.1 ст. 150 указанного кодекса, изложен в новой редакции: «при подготовке дела к судебному разбирательству судья принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий». Часть первая  статьи 169  дополнена  предложением следующего содержания: «Суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий шестидесяти дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.».  В соответствии со ст. 172, рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения или провести процедуру медиации. Медиаторы включены в перечни лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей (п.1 ч.3 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Медиация как альтернатива правосудию может вызвать у граждан нашей страны достаточно много вопросов, ответы на которые может дать только практика применения федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», только в  будущем мы сможем оценить, насколько эффективен этот институт.

 

33) Правила и последствия утверждения судом медиативного соглашения

С моментом заключения медиативного соглашения законодатель связывает наступление определенных правовых последствий.

1. Материально-правовые последствия. Если стороны по спору, вытекающему из гражданских правоотношений, вместо обращения в суд урегулировали его в рамках процедуры медиации, то медиативное соглашение будет представлять собой гражданско-правовую сделку (ч. 4 ст. 12 Закона о медиации).

В соответствии с ч. 3 ст. 202 ГК РФ с момента заключения сторонами медиативного соглашения течение срока исковой давности, приостановленного в силу заключения соглашения о проведении процедуры медиации (подпункт 5 пункта 1 ст. 202 ГК РФ) продолжается.

2. Процессуально-правовые последствия. Если спор находится на рассмотрении в государственном или третейском суде, то заключение медиативного соглашения является основанием для прекращения производства по делу, либо оставления заявления без рассмотрения.

Процессуально-правовые последствия могут иметь место и в отношении нотариального производства. Но если для судебных органов медиативное соглашение будет являться основанием для прекращения производства по делу, то для нотариуса медиативное соглашение является основанием для совершения нотариального действия и оформления нотариального акта.

В практике одно медиативное соглашение может породить возникновение процессуальных последствий в различных судах. В частности, встречаются случаи, когда к медиации обращаются стороны, ведущие одновременно несколько судебных процессов в различных судах. При проведении процедуры медиации в таких случаях чаще всего объединяются споры, часть из которых рассматривается судами общей юрисдикции, другая — арбитражными судами.

Подобные ситуации наиболее типичны для корпоративных споров, решение которых сопряжено с рассмотрением трудовых конфликтов.

34) Особенности обращения к посреднику в ходе третейского разбирательства. Порядок и последствия утверждения третейским судом медиативного соглашения.

 

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

В случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

2. Если спор передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

4. Медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

.

35) Перспективы развития посредничества в нотариальной деятельности

36) Перспективы развития медиации в судебной деятельности

   В современном мире идет активное развитие медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров. Этой проблематике уделяется внимание на уровне Организации Объединенных Наций1, Европейского Союза2, Международного банка реконструкции и развития3, Международной торговой палаты4 и т.д. С принятием Федеральных законов от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) и от 27.07.2010 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Россия присоединилась к общемировым процессам интеграции медиации в правовую культуру.

   Для того чтобы медиация стала эффективным правовым институтом в России, необходим комплексный подход, включающий развитие частной и интегрированной моделей медиации, а также медиационных техник в профессиональной юридической деятельности. С принятием специального законодательства созданы условия для интеграции медиации в российскую правовую культуру и положено начало для развития частной модели. Однако факта принятия закона, как известно, еще недостаточно для появления соответствующих практик, поэтому для того, чтобы медиация стала реальной альтернативой судебному рассмотрению споров, еще предстоит решить ряд достаточно сложных задач.

   Можно назвать две основные: 1. формирование в стране корпуса профессиональных медиаторов и 2. разработка оптимальных механизмов согласования медиации с юрисдикционными процедурами.

   Сегодня, насколько нам известно, обучение заметного количества медиаторов регулярно ведется всего несколькими специализированными центрами в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Совершенно очевидно, что их ресурсов явно недостаточно для подготовки нужного для работы Закона количества профессиональных медиаторов. Необходимо немедленно начать формирование сети учебных центров, способных в обозримые сроки подготовить необходимое количество специалистов для всей страны.

 

 

37)Медиация в адвокатской деятельности

В современных условиях вхождение представителей адвокатского сообщества — квалифицированных юристов с высокими устоями корпоративной этики — в число профессиональных медиаторов является особенно важным. На этапе становления российской практики использования медиации наличие среди медиаторов адвокатов создаст определенные гарантии того, что данный способ урегулирования споров получит необходимое общественное признание

. Выполнение адвокатом роли медиатора отличается от традиционной адвокатской деятельности в качестве представителя или консультанта доверителя следующими признаками: — особая сфера деятельности адвоката, связанная с глубоким всесторонним анализом противоречий и отношений по конфликтам различных предметных категорий; — особая роль адвоката как независимого и беспристрастного посредника, содействующего сторонам в поиске взаимовыгодных или взаимоприемлемых условий урегулирования спора; — особая процедура, в рамках которой осуществляется адвокатская деятельность, и место адвоката-медиатора в данной процедуре. Принимая во внимание указанные признаки, выполнение адвокатом роли медиатора можно характеризовать как принципиально новый самостоятельный вид адвокатской деятельности

Медиация в корне отличается от привычного для адвокатов судопроизводства. Осуществляя деятельность медиатора, адвокат должен не только и даже не столько рассматривать особенности правового регулирования отношений сторон и их правовое положение в споре, сколько оказывать сторонам помощь в поиске подходящих законных вариантов прекращения разногласий с точки зрения согласования их интересов. В рамках данной сферы профессиональной деятельности адвокат выявляет, исследует и учитывает как правовые, так различные внеправовые составляющие конфликтных отношений сторон, имеющие значение при урегулировании спора. Деятельность адвоката в качестве медиатора направлена не на применение права, предполагающее лишь один действительно правильный вариант, а на его использование, в рамках которого возможно нахождение разных вариантов решения проблемы, каждый из которых будет верным при согласии сторон на соответствующие условия. В рамках медиации спор не разрешается (как в судебном или административном порядке), а урегулируется сторонами и ответственность за итоговое соглашение несут сами стороны. Действуя как медиатор, адвокат осуществляет общее руководство проведением медиации, содействует примирению сторон, но при этом не устанавливает рассматриваемые вопросы, не указывает направление обсуждения и не определяет условия урегулирования спора. Указанные особенности — во-первых, процедурное руководство и, во-вторых, отсутствие возможности определения содержания решений и их принятия за доверителей — не свойственны традиционной деятельности адвоката в качестве представителя или консультанта. На сегодня имеется зарубежный опыт разнообразного участия адвокатов в альтернативных процедурах, включая осуществление адвокатами деятельности медиатора <7>. В странах, где примирительное направление получило значительное развитие, оказание помощи в урегулировании юридических споров рассматривается адвокатами и юристами вообще в качестве собственной прерогативы, и они активно осваивают эту новую сферу юридической практики <8>. В результате часть из них вместо ведения судебных дел начинает специализироваться на проведении переговоров, медиации и иных альтернативных процедур. Разнообразное участие адвокатов в урегулировании юридических споров признается естественным элементом их профессиональной деятельности.

 

38) Внедрение медиативных процедур в исполнительное производство

Использовать примирительный потенциал медиации в исполнительном производстве предлагает Минюст. Для этого министерство предлагает внести в закон «Об исполнительном производстве» изменения, регулирующие вопросы правового значения обращения к процедуре медиации.

Медиативные процедуры в исполнительном производстве не призваны стать альтернативой деятельности судебного пристава, а направлены на обеспечение дополнительных правовых и экономических возможностей для урегулирования разногласий. Обращение сторон исполнительного производства к медиатору должно влечь приостановление исполнительного производства судом на определенный законом срок, но не его прекращение. При этом должник должен быть мотивирован на более активное участие в медиативных процедурах в связи с возможностью применения к нему принудительных мер исполнения, в т.ч. ограничений личного и имущественного характера.

В целях реализации норм Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участником посредника (процедуре медиации)» предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», регулирующие вопросы правового значения обращения к процедуре медиации в исполнительном производстве, статус медиатора, соотношение процедур медиации и исполнительного производства.

Внедрение медиативных процедур в исполнительное производство предусматривает Долгосрочная программа повышения эффективности исполнения судебных решений (2011 — 2020 годы).

Рассмотрим опыт некоторых европейских стран по использованию медиации в сфере исполнительного производства.

В Голландии судебные приставы наделены правом проводить процедуру медиации по широкому кругу споров. По мнению профессионального сообщества судебных приставов Голландии, значительная часть споров между взыскателем и должником имеет хорошие перспективы при использовании медиации.

Республика Беларусь также имеет опыт использования процедуры медиации в исполнительном производстве. С 2004 года в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК Беларуси) [10] была включена глава 17 об урегулировании споров в порядке посредничества, в настоящее время название этой главы – «Примирительная процедура в судопроизводстве». Кстати, ХПК Беларуси не использует понятие «медиатор», именуя его «при- мирителем». При этом в законе прямо предусмотрена возможность назначения примирителя на стадии исполнительного производства по ходатайству одной стороны, обеих сторон или по инициативе суда.

Вывод. На сегодняшний день трудно прогнозировать, на сколько востребованной будет услуга, связанная с проведением примирительных процедур в форме медиации на «пост-судебном» этапе. Однако очевидным является тот факт, что вступление судебного решения в силу еще не означает, что разногласия между сторонами исчерпаны. В некоторых случаях, напротив, должник, не согласный с решением, старается не допустить его реального исполнения. Поэтому иногда только альтернативный, удовлетворяющий интересы обеих сторон способ разрешения сложившейся ситуации может позволить поставить точку в затянувшемся споре. Исходя из своего опыта сопровождения процесса исполнения исполнительных документов, мы убеждены, что в большинстве случаев целесообразнее руководствоваться старым правилом: Victoria concordia gignitur – Победа достигается согласием.

 

 

39) Особенности проведения медиации при урегулировании споров, возникающих в корпоративной деятельности

применима ли процедура медиации к корпоративным спорам.

ЦИТАТА: «Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений» (п. 2 ст. 1 Закона о медиации).

Иных ограничений, связанных с видами правоотношений, споры, вытекающие из которых могут быть разрешены с использованием процедуры медиации, законом не предусмотрено.

Очевидно, что корпоративные отношения являются частью гражданских правоотношений, поскольку осуществление корпоративных прав прямо или косвенно направлено на удовлетворение имущественных интересов. Более того, в п. 1 ст. 2 ГК РФ, определяющий отношения, регулируемые гражданским законодательством, отношений, связанных с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративных отношений).

 

Корпоративный конфликт затрагивает интересы многих лиц

Дальше необходимо определить, какие споры относятся к корпоративным.

Определение корпоративного спора и его разновидности содержится в ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом (далее — корпоративные споры), в том числе по следующим корпоративным спорам:

виды корпоративных споров условно можно разделить на две категории: (1) договорные корпоративные споры; (2) внедоговорные корпоративные споры. Рассмотрим особенности каждой из указанных разновидностей.

К договорным корпоративным спорам относятся споры, вытекающие из корпоративных отношений, связанных с гражданско-правовыми сделками. (н-р, п. 6)

К внедоговорным корпоративным спорам относятся в основном споры, связанные с приобретением прав и исполнением обязанностей, вытекающих из участия субъекта гражданского оборота в корпоративных отношениях. (н-р, п.4)

Эти споры характеризуются множественностью субъектов корпоративных отношений, чьи права и обязанности могут быть затронуты в процессе его разрешения.

Например, если возник корпоративный спор вокруг принятого на общем собрании акционеров решения, то заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в ходе этого спора, будут являться все акционеры вне зависимости от того, голосовали они «за» или «против» принятия спорного решения.

Корпоративные споры, как мы знаем, часто находятся под влиянием «человеческого фактора», ведь это всегда также и человеческие конфликты. Для иллюстрации этого факта достаточно посмотреть на статьи в СМИ на истории того или иного корпоративного спора. Очень часто можно обнаружить, что спор возник из-за разногласий акционеров, совладельцев, менеджмента, инвесторов и т.п.
Появление в АПК РФ норм о корпоративных спорах лишь подтверждает это факт. Если мы обратимся к АПК РФ, то в определении корпоративных споров мы увидим, что за исключением нескольких споров (затрагивающих публичные интересы, например, оспаривание ненормативных правовых актов государственных органов и т.п.), конфликты возникают в связи с деятельность конкретных людей. Кроме того, в АПК РФ установлено, что корпоративные споры могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным главой 15 АПК, то есть с применением примирительных процедур, а с 2011 года – медиации в значении нового закона о медиации. 

40) Особенности применения медиационных технологий в деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов

Несколько аргументов в пользу утверждения, что медиация важна для современных российских юристов:

1. Вопрос качества юридических услуг, связанных с профессиональной этикой юриста. Постепенно (хотя и не везде), уже стало аксиомой: то, что выгодно клиенту, выгодно самому юристу. Здесь мы говорим о необходимости формирования долгосрочных связей. Поэтому любой юрист должен, по крайней мере:

— уметь проконсультировать клиента, какие варианты разрешения спора возможны, указать плюсы и минусы каждой процедуры.

— уметь проконсультировать клиентов, как будет проходить медиация, если они выберут ее. Как нужно себя вести клиенту, что он может делать. И очень важный момент: юрист четко должен понимать свою роль в процессе медиации, то, что отличает ее от иных процессов.

— знать российское правовое регулирование альтернативных форм разрешения споров. И если с арбитражем все более-менее ясно, то по медиации у российских юристов возникает множество вопросов в силу недостатка юридических гарантий ее проведения. Отсюда и скептицизм к этой процедуре. Но при этом только имеющие опыт качественной медиации юристы знают, что как раз таки отличие и состоит в том, что если спор будет разрешен дружественным путем, не возникает необходимость в дальнейшем обеспечении этого решения!

— знать о зарубежной и международной практике внесудебного разрешения споров. В условиях глобализации юристам все чаще приходится либо работать с иностранными клиентами, либо участвовать в деле с иностранной стороной. Процедуры арбитража и судебного разбирательства зависят от национального законодательства. Медиация же, как наименее формализованная процедура, позволяет комфортно чувствовать себя сторонам, резидентами какой бы страны они ни были.

2.Вопрос профессиональной образованности, актуальности знаний.

— в силу специфики своей профессии юристу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, так как юридические нормы, особенно в нашей стране, меняются довольно часто и быстро, иногда – кардинально. То, что медиация не получила еще своего законодательного закрепления вовсе не значит, что так и будет продолжаться в будущем. Но нужно быть готовым к предстоящим изменениям. Кроме того, законопроекты по медиации уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Медиации невозможно научиться за один день или за одну неделю, это не набор юридических норм, который можно освоить теоретически, поэтому обучение требует временных затрат. Юрист, смотрящий на перспективу, должен быть готов и уметь использовать медиацию еще до того, когда к нему обратится клиент с соответствующей просьбой.

— юрист должен понимать, что количество таких клиентов, которые хотели бы использовать правовое внесудебное урегулирование споров, будет увеличиваться. Изучая вопросы применения медиации, юристу будет любопытно узнать, что еще 50 лет назад медиации в нынешнем виде не было в США. 20 лет назад о ней мало что знали и редко использовали в Европе. Если мы обратимся к современной зарубежной статистике, мы увидим крайне высокий процент (до 97-98% в некоторых странах) разрешения возникающих споров внесудебным способом. Повышение общей правовой культуры и просвещение населения в нашей стране также постепенно увеличивает потребность в альтернативном разрешении споров. А удачный зарубежный опыт это только ускорит. Поэтому нежелание юриста использовать альтернативные способы разрешения споров в определенный момент начнет уменьшать его клиентуру.

3.Вопрос мировоззрения и ценностей юриста. Медиация – это совершенно иной, отличающийся от традиционных способ разрешения споров. Здесь нет привычной состязательности, нет необходимости выяснять, кто прав, а кто виноват. Главное – это урегулировать спор. Здесь важно научиться иначе относиться к конфликту, понимать его. Не стоит пренебрегать эмоциональной, психологической стороной конфликта. Как показывает наша практика, многие юристы пытаются убедить себя и других, что они работают только с материалом, фактами. Им не так легко признать, что зачастую именно личные желания и ожидания, а не объективные условия, руководят  спором. Научиться работать с конфликтом своих клиентов и конфликтом внутри себя становится необходимостью для современного юриста. И в этом состоит значительная часть обучения медиации.

   4.Бесперспективные в суде дела.

Медиация абсолютно точно может быть предложена клиенту, если перспективы дела при решении в суде равны нулю. Здесь также может быть обозначено конкретное вознаграждение юриста за результат решения спора. И в пользу этого говорит статистика – более 80% случаев обращения конфликтующих сторон к медиатору приводят к тому, что спор разрешается успешно. Преимуществ, которые можно предложить клиенту, чтобы он выбрал проведение медиативной процедуры, множество. Основные из них: выработка решения, которое устраивает обе стороны, сохранение положительных взаимоотношений между сторонами, быстрота разрешения спора, и, разумеется, сам факт разрешения спора.

Вывод. У технологии медиации есть еще одно, на мой взгляд смежное, но имеющее непосредственное отношение к деятельности юриста применение – переговоры. В них юрист зачастую принимает участие как лицо, ответственное за юридическую чистоту сделки. Но он может существенно расширить сферу своих действий и, соответственно, свое вознаграждение.

Медиатор – это посредник, помогающий сторонам решить спор, выработав обоюдное, устраивающее обе стороны решение. Переговорщик – это тоже посредник, также помогающий сторонам выработать устраивающее обе стороны решение. При этом конфликта может не быть, разве что некий «конфликт интересов». Но, тем не менее, большая часть техник и в первом, и втором случае совпадает. Хотя нюансы, конечно же, есть. Но в целом практика показывает – человек, обладающий знанием технологии медиации, становится профессиональным переговорщиком.

Конечно же, преимущества медиации можно обсуждать и дальше, их гораздо больше, чем даже описано в данной статье. И для каждого они свои, будь то юрист, руководитель или топ-менеджер, или человек, который имеет неразрешенный спор, то есть сторона конфликта.

И, наконец, интересный факт: многие юристы, которые получили удачный опыт медиации, проведенной на высоком профессиональном уровне, становятся настоящими поклонниками данного способа разрешения споров. А некоторые из них начинают глубже изучать медиацию, чтобы затем стать практикующими медиаторами. Их настолько привлекают преимущества данной процедуры, что они решают фокусироваться на урегулировании дел только с помощью медиации. Так что можно смело утверждать, что каждый юрист, начав ближе знакомиться с таким методом альтернативного разрешения споров как медиация, откроет для себя что-то новое и полезное именно ему.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *