KP_SVO_YaRTK_2k17_Бокарев_А_И



Профессиональное образовательное частное учреждение

«Ярославский технологический колледж»

 

 

 

Специальность    09.02.02 «Компьютерные сети»

(код, название специальности)

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры

 

Тема: «Поиск и устранение неисправностей аудиосистемы компьютера»

 

 

 

Выполнил студент группы Д-КС-40

А. И. бокарев_______________

(ФИО, подпись студента)

 

«__» ____________ 201___г.

Руководитель __________________

Откидач Наталья Викторовна

(ФИО, подпись руководителя)

 

 

Курсовая работа защищена

с оценкой   ____________________

Дата защиты «___» ________ 201__ г.

 

 

Ярославль 2017

Содержание

Введение

3

Актуальность курсового проекта

4

Цель курсового проекта

4

Задачи курсового проекта

4

1. Звуковая карта

5

2. Устройство и принцип работы звуковой карты

7

2.1. Устройство звуковой карты

9

3. Оценка качества звуковой карты

11

4. Интегрированная звуковая карта

13

5. Основные характеристики аудиокарт

14

6. Стандарты аудиосистем

16

7. Выбор аудиокарты

19

7.1. Звуковая карта для любителей компьютерных игр

20

7.2. Звуковая карта для музыкантов

20

7.3. Звуковая карта для ценителей качественного звучания

21

8. Извлечение и установка аудиокарт

22

9. Диагностика аудиокарт – тестирующие программы

23

10. Неисправности звуковых карт

24

11. Описание акустических систем

26

12. Неисправности акустических систем

30

Заключение

36

Список использованной литературы

37

Приложение А. Блок-схема технического обслуживания

аудиосистемы персонального компьютера

38

 

 

Введение

 

В настоящее время компьютеры имеют огромное значение в нашей жизни. Без них уже не представляется реальным организация и работа любого предприятия. Всегда и везде мы сталкиваемся с необходимостью работы вычислительной техники. В связи с этим появляется необходимость умения правильно их использовать, а так же знать правила их технического обслуживания, поиск и устранение неисправностей.

Актуальность курсового проекта

 

Данная курсовая работа является актуальной, так как аудиосистема персональных компьютеров и ноутбуков является неотъемлемой их частью, так же как и видеосистема, система охлаждения и тд.

 

Цель курсового проекта

 

Конечной целью данной работы является исследование причин и поиск способов устранения неисправностей аудиосистем персонального компьютера.

 

Задачи курсового проекта

 

1.Дать общее понятие об аудиосистеме компьютера.

2.Рассмотреть наиболее частые причины неисправности аудиосистем компьютеров.

3.Поиск и изучение способов устранения неисправностей аудиосистем персональных компьютеров.

 

1. Звуковая плата

 

В персональном компьютере за аудио отвечает звуковая карта.

Первые модели компьютеров IBM PC не имели возможности вывода звука, т. е. единственным устройством, которое было способно издавать хоть какие-нибудь звуки, был системный динамик. Он использовался для вывода звуковых сигналов различной тональности, предназначенных для диагностики и фиксации переключения некоторых режимов.

Для организации вывода звука согласно новому стандарту применяется стандартная плата расширения, в задачу которой входит преобразование цифровых сигналов в аналоговый звук. В последнее время звуковые платы могут также осуществлять запись звука на компьютер, преобразуя его в цифровой формат принятого вида.

Звуковая плата представляет собой печатную плату расширения, устанавливаемую в слот расширения компьютера. На заднюю панель системного блока выводятся разъемы, предназначенные для подключения колонок (или наушников), а также микрофона и других устройств.

Практически все звуковые платы имеют еще один разъем, который используется для подключения джойстика, устройств MIDI (Musical Instruments Digital Interface) и т. п. В последних моделях (например, SB Audigy) его заменил более перспективный разъем шины FireWire, который по терминологии компании «Creative» называется SB1394.

 

Первой звуковой платой стало устройство для воспроизведения звука, разработанное компанией «CreativeSound Blaster» (рис. 1). Сегодня все производители стараются сохранить совместимость с этими платами либо при помощи аппаратных средств, либо посредством драйверов.

Для передачи данных может быть использовано до двух каналов прямого доступа к памяти (DMA). При этом возможна одновременная запись и воспроизведение звука, что реализуется благодаря режиму FullDuplex, который поддерживается всеми PCI–платами. Для работы звуковой платы используется прерывание IRQ5 и каналы DMA1 и DMA5 или IRQ10.

Рис. 1. Первая звуковая карта «CreativeSound Blaster»

 

Почти все звуковые платы при работе в режиме MS-DOS обладают совместимостью с 8-разрядной платой Sound Blaster компании «Creative Labs». Цифровой канал большей части плат

совместим с Sound Blaster Pro (8 бит, 44 кГц – моно и 22 кГц – стерео).

 

2. Устройство и принципы работы звуковой платы

 

Звуковые платы состоят из четырех основных частей: блока синтезатора MIDI, блока преобразования: аналогово-цифрового (АЦП) и цифроаналогового (ЦАП), а также блока MPU MIDI Processing Unit и блока микшера.

По конструкции звуковые платы делят на обычные и дочерние платы, которые подключаются к 26-контактному разъему на основной звуковой плате. Дочерние платы добавляют к основным возможностям некоторые дополнительные, например, более качественную поддержку MIDI-команд. Несмотря на то, что звуковые платы с интерфейсом PCI имеют 32-разрядную шину данных, звук все равно обрабатывается по 16-битной «сетке», при этом цифровые данные передаются и обрабатываются с использованием всей ширины шины (32 бит).

Звуковая плата имеет набор разъемов для подключения внешних сигналов:

– входные разъемы – микрофон, линейный вход, CD–ROM аналоговый (размешен на самой плате), CD–ROM цифровой (на некоторых PCI платах);

– выходные разъемы – линейный выход, выход на колонки или наушники. Встроенный усилитель может иметь мощность усиления до 4 Вт на каждый канал, некоторые звуковые платы имеют усилитель с выходной мощностью, которая достаточна только для наушников.

Цифровой интерфейс для передачи звуковых сигналов S/PDIF (Sony/Phillips Digital Interface Format), все чаще применяемый на современных звуковых платах, представляет собой электрически упрощенный вариант студийного интерфейса AES/EBU (Audio Engineers Society/European Broadcast Union) и используется для передачи звука между блоками бытовой аппаратуры, для вывода сигнала с компакт-диска и т. п.

 

На некоторых звуковых платах встречаются разъемы для интерфейса IDE, которые используются для подключения привода CD–ROM. Но такое решение нельзя назвать нормальным, т. к., во-первых, низкая производительность явно недостаточна для современных скоростных приводов, во-вторых, не каждая операционная система сможет нормально распознать устройство, подключенное к контроллеру на звуковой плате.

В программное обеспечение (драйвер) звуковой платы обычно входит программа-микшер, которая обеспечивает регулировку входных и выходных сигналов, а также регулировку тембра по низким и высоким частотам. Типичная звуковая плата состоит из следующих компонентов (рис. 2):

Рис. 2. Устройство звуковой карты

 

2.1. Устройство звуковой карты

 

1. Блок преобразования включает узлы, выполняющие преобразование в обоих направлениях, и узел управления.

 

Цифроаналоговый преобразователь (Digital Analog Converter, DAC, ЦАП) обеспечивает воспроизведение звуковых файлов с уровнем качества от кассетного магнитофона до звукового компакт-диска. Преобразование цифра – аналог может осуществляться либо в режиме программной передачи данных, либо при помощи каналов прямого доступа к памяти DMA.

Аналого-цифровой преобразователь (Analog Digital Converter, ADC, АЦП) должен обеспечивать обратный процесс: возможность записи звука в файл с тем же уровнем качества. Преобразование аналог–цифра может осуществляться либо в режиме программной передачи данных, либо при помощи каналов прямого доступа к памяти DMA.

Узлы ЦАП и АЦП обычно оформляются в виде отдельной микросхемы (AD1848, CS4231, СТ1730 и т. д.) либо интегрируются внутрь одной из больших микросхем на плате. От качества преобразования во многом зависит качество как оцифровки, так и воспроизведения звука, хотя в неменьшей степени она зависит и от применяемых усилителей. 2. Блок синтезатора.

Блок обработки команд MIDI (синтезатор) должен обеспечивать имитацию звучания музыкальных инструментов и воспроизведение различных звуков при выполнении так называемых MIDI–команд. Синтезатор может быть выполнен как на основе синтеза FM (Frequency Modulation), так и на основе таблицы волн WT (Wave Table). При использовании в музыке звучаний реальных инструментов для синтеза лучше всего подходит метод WT, для создания же новых тембров более удобен FM.

 

3. Блок MPU (MIDI Processing Unit) осуществляет передачу данных по внешнему MIDI-интерфейсу, выведенному на разъем игрового порта и разъем для дочерних плат. Обычно более или менее совместим со стандартом MPU 401, но часто требуется программная поддержка со стороны драйверов. Интерфейс MIDI имеют практически все профессиональные и полупрофессиональные клавишные синтезаторы.

 

4. Блок микшера. Микшер представляет собой набор управляемых усилителей, коэффициент усиления которых регулируется звуковым процессором. При необходимости смешивания сигналов от разных источников (например, с CD–ROM и линейного входа) может оказаться, что линейный вход сильно зашумлен и даже в отсутствие полезного сигнала на нем эти шумы будут присутствовать в выходном сигнале платы. Для их подавления придется заглушить неиспользуемые в данный момент источники сигнала в программе управления микшером платы. Микшер большинства звуковых плат совместим с Sound Blaster Pro.

 

3. Оценка качества звуковых плат

При оценке качества звуковой платы в основном оценивается так называемый динамический диапазон. Он характеризует способность издавать как тихие, так и очень громкие звуки. Чем больше показатель этого параметра, тем лучше.

Динамический диапазон ограничивается двумя факторами:

1) верхняя граница равна предельной громкости, которую способна выдавать звуковая плата без видимых искажений;

2) нижняя ограничена собственными шумами компонентов платы. Дешевые звуковые платы характеризуются в первую очередь высоким уровнем собственных шумов, который можно услышать, например, при выведенном на максимум регуляторе громкости и выключенном звуке (пример ESS 1868). На практике динамический диапазон сильно зависит от разрядности воспроизводимого звука.

Под разрядностью звуковой платы имеют в виду разрядность цифрового представления звука – 8 или 16 бит. При 8-разрядном представлении качество звука напоминает качество телефонного разговора, тогда как 16-разрядные уже подходят под определение HiFi и теоретически могут обеспечить студийное качество звучания.

Частота дискретизации определяет максимально возможную частоту записываемого или воспроизводимого сигнала, которая примерно равна половине этого параметра. Для высококачественного звучания необходимо иметь частоту дискретизации не менее 44 100 Гц.

Стоит отметить, что максимальная частота дискретизации для любого аналогового входа/выхода составляет 48 кГц. Более высокие показатели, такие как 96 или 192 кГц, относятся к цифровому интерфейсу. Даже самые современные звуковые процессоры Audigy работают с частотой дискретизации максимум 48 кГц, а более высокие показатели достигаются путем преобразования частоты дискретизации.

Большая часть звуковых карт имеет два выхода: линейный «Line Out» и «Speakers». В последнем сигнал идет через усилитель на звуковой карте. Если он не самый тихий, то чистого звука не получится, как бы хороши ни были колонки. Плата может иметь либо только линейный выход, либо только усиленный выход для наушников, либо оба выхода одновременно. Если плата содержит микросхему усилителя (она обычно расположена вблизи выходного гнезда и имеет маркировку TDAxxxx), т. е. смысл поискать и переставить перемычки в положение линейного выхода или даже перепаять их, если перемычки несъемные.

 

4. Интегрированные звуковые платы

 

Большинство интегрированных звуковых плат строятся на основе стандарта АС’97, который разработан компанией Intel. Согласно этому стандарту звуковой контроллер разделен на две независимые части: цифровой контроллер и аналоговый кодек, они связаны между собой последовательным цифровым каналом AC-Link. Цифровой контроллер может содержать универсальный или специализированный звуковой процессор для обработки звука, табличный волновой синтезатор, модуль поддержки DOS-звука, кодер-декодер Dolby и DTS и т. п., а может просто отвечать за обмен данными между системной шиной и кодеком.

Кодек представляет собой микросхему (4  4 см, 48 выводов), которая отвечает за преобразование звука в аналоговую форму при воспроизведении и в цифровую форму при записи звука.

Стандартный кодек может содержать следующие функциональные блоки:

16-разрядные ЦАП и АЦП, а также аналоговый микшер;

до четырех линейных стерео входов и до двух моновходов;

один или два микрофонных входа с возможностью усиления (+20 дБ);

один линейный стереовыход;

дополнительные линейные выходы: для наушников, 4-, 6- или 8-канальной акустической системы.

 

5. Основные характеристики аудиокарты

 

   Звуковые платы различаются параметрами и функциональными возможностями. Существуют как простые и недорогие модели, стоимость которых составляет 10–30 долларов, так и дорогие профессиональные карты стоимостью 1000 долларов.

Перед приобретением аудиоадаптер, определите, какие его параметры наиболее важны. Во-первых, приобретайте товар только известных производителей, тогда не возникнет проблем с драйверами, отсутствием документации, технической поддержкой, несовместимостью и т.д.

Во-вторых, помните, что кроме плат, встраиваемых в компьютер, существует внешнее решение в виде отдельной «коробочки», подсоединяемой к USB-порту. Такое решение может оказаться удобным для ноутбука или при отсутствии в ПК свободных мест для установки плат PCI.

Для качественного прослушивания звуковых программ, игр, домашнего сочинения и исполнения музыки хорошим выбором будут карты Creative Labs Audigy и M-Audio Revolution.

Для профессиональной работы со звуком потребуются более серьезные платы.

Человеческое ухо воспринимает звук в диапазоне частот от 20 Гц до 20кГц. Практически все карты воспроизводят звуки, попадающие в этот диапазон. Но разница между высококачественными и не очень хорошими звуковыми картами состоит еще и в том, что они неравномерно воспроизводят звук на разных участках частотного диапазона. Уровень звукового сигнала в недорогих картах заметно уменьшается на краях диапазона – на низких и высоких частотах.

Степень искажения сигнала при прохождении через карту называется частотной характеристикой и измеряется в децибелах (дБ). Профессиональные звуковые карты могут обеспечивать изменение уровня сигнала не более 1 дБ. А у некачественных и очень дешевых карт уровень падения сигнала может достигать 10 дБ и более. И хотя в документации будет указан воспроизводимый диапазон частот от 20 Гц до 20 кГц, но фактически такая карта может воспроизводить от 80 Гц до 12 кГц.

Но не только частотный диапазон определяет характеристики карты. Важным параметром является отношение сигнал/шум, измеряемое в децибелах. Чем больше уровень сигнала по сравнению с уровнем шума, тем качественнее воспроизведение звука. Низкое отношение сигнал/шум проявляется в виде звуковых помех – фон, шипение. Хороший показатель – 108 дБ, средний – 90 дБ, худший – менее 80 дБ. На практике, из-за присутствия вокруг разных звуков, например шума от работы ПК, даже на карте с отношением сигнал/шум 80 дБ шумовой «фон» самой карты будет практически незаметен.

Карты с высоким соотношением сигнал/шум обычно более качественны, и у них остальные показатели также выше.

Аудиокарта должна поддерживать конфигурацию вашей акустической системы.

 

6. Стандарты аудиосистем

 

Рис. 3. Стандарты аудиосистем

   Наличие дуплексного режима звуковой платы определяет, сможет ли она воспроизводить звук и одновременно записывать. Полудуплексные карты не позволяют одновременно производить оба процесса, а только поочередно. Полнодуплексные аудиокарты позволяют выполнять обе функции сразу. Аудиоплаты среднего и высокого класса являются полнодуплексными, что востребовано для таких задач, как IP-телефония и др.

Очень желательно наличие на плате аудиопроцессора (DSP), который отвечает за аудиоэффекты и аудиоалгоритмы, освобождая от дополнительной нагрузки ЦП системы. Microsoft дополнила Windows стандартным звуковым интерфейсом API (Application Programming Interface, прикладной программный интерфейс).

Стандарт Microsoft DirectSound (DS) – составная часть DirectX. Интерфейс DirectSound API позволяет программистам создавать новые программы, не вникая в «машинный язык» – работу «железа» на нижнем уровне. Любая аудиоплата должна иметь DS-совместимость.

 

Стандарт Microsoft DirectSound предусматривает расширение, которое поддерживает объемный (трехмерный) звук – Microsoft DirectSound3D (DS3D). Данный стандарт позволяет создать звук в заданной точке пространства. Насколько точно в конкретном месте будет создаваться нужный звук, зависит от количества колонок и возможностей аудиокарты. Здесь главное, чтобы звуковая плата поддерживала аппаратно Microsoft DirectSound3D.

Помимо Microsoft DirectSound3D, существует также стандарт Creative Labs EAX (Environmental Audio Extensions, расширения для объемного звука). Первоначально была разработана версия EAX 1.0, затем были внесены улучшения EAX 2.0 и EAX Advanced HD Multi-Environment.

Важные параметры звуковых плат:

EAX, EAX ADVANCED HD – поддержка объемного звука и аппаратных эффектов в играх. EAX – первый и довольно старый стандарт, EAX ADVANCED HD наиболее прогрессивный. EAX ADVANCED HD поддерживается в новых играх и обеспечивает высокое качество звука и различные современные звуковые эффекты. Существует еще более старый стандарт A3D, однако современные игры и звуковые платы его не поддерживают.

Волновой синтез – технология адресованная музыкантам, аппаратное воспроизведение MIDI. Формат MIDI воспроизводит любая звуковая карта, интегрированные звуковые системы программно эмулируют MIDI, поэтому звучание очень отдаленно напоминает музыку. Хорошие звуковые платы имеют аппаратный синтезатор и воспроизводят MIDI-звук высококачественно.

S/PDIF и цифровой выход – интерфейс формата передачи аудио, поддерживает передачу цифровых аудиосигналов от одного устройства к другому без преобразования в аналоговый сигнал, что позволяет избежать ухудшения качества звука. При подключении колонок к обычным аналоговым выходам неизбежны искажения звука и шум от наведенных помех. Более высокое качество звука обеспечивается за счет подключения акустической системы к S/PDIF (оптическому) или цифровому выходу. В некоторых интегрированных звуковых картах присутствует S/PDIF и цифровой выход, но это встречается довольно редко.

Интерфейс SPDIF бывает двух видов: коаксиальный и оптический.

Входы и выходы коаксиального SPDIF выполнены на разъемах типа RCA. Цифровой сигнал передается по обычному соединительному шнуру с соответствующими разъемами. В коаксиальном SPDIF данные передаются в виде электрических импульсов по обычным проводам, они подвержены наводкам. В принимающем устройстве наводки отфильтровываются, вероятность некоторой потери данных остается.

Оптический SPDIF использует для передачи данных оптический кабель. Его входы и выходы выполнены на разъемах типа Toslink, они прикрываются заглушками, по ним легко узнать тип интерфейса. На оптический кабель не влияют магнитные поля, так как информация передаются световыми импульсами.

Dolby Digital, Dolby Digital EX, DTS-ES Surround, DTS Digital Surround – стандарты объемного звука, применяемые в DVD. Они создают эффект присутствия при просмотре DVD-фильма, если, конечно, этот фильм имеет соответствующую звуковую дорожку. Таким образом, эффекты при просмотре фильма получаются не хуже, чем в кинотеатре.

 

7. Выбор аудиокарты

С каждым годом качество и функциональность интегрированных «звуковушек» растет. Интегрированные звуковые системы последнего поколения имеют даже поддержку 5.1 и 7.1 звука, при этом выдают весьма неплохое его качество. При этом интегрированная звуковая плата достается практически бесплатно, так что если не предъявлять повышенных требований, то «встроенный звук» в паре с дорогими колонками обеспечит вам неплохое качество.

Выбор дополнительной звуковой платы определяется многими соображениями: необходимостью более высокого качества звучания или оцифровки, мощным встроенным процессором, более качественным воспроизведением MIDI, а также наличием дополнительных разъемов, регуляторов или пульта дистанционного управления. Некоторые дорогостоящие платы оснащены блоком расширения, устанавливаемым в 5-дюймовый отсек. На внешнюю звуковую плату стоит обратить внимание владельцам ноутбуков и компактных компьютеров. Если планируется работа с MIDI-клавиатурой, синтезатором, редактирование звука и т. д., то необходима высококачественная звуковая карта.

Разумеется, такое решение обойдется дорого. Не имеет смысла покупать карту стоимостью 10 долларов от неизвестного производителя, она может оказаться хуже, чем встроенная «звуковуха» на хорошей МП.

 

7.1. Звуковая плата для любителей компьютерных игр   

 

При покупке карты обратите внимание на поддержку ею EAX и EAX ADVANCED HD. Перечисленные технологии позволят получить звуковые эффекты, заложенные в современных компьютерных играх.

Программная эмуляция EAX не обеспечивает полной реалистичности эффектов, а кроме того, она дополнительно нагружает центральный процессор, отнимая тем самым драгоценные FPS. Для игр понадобится аппаратная звуковая плата. Игры с поддержкой технологии EAX ADVANCED HD даже в наушниках звучат великолепно.

 

7.2. Звуковая плата для музыкантов

Стоимость профессиональных звуковых плат, как правило, высока, но для начинающего музыканта вполне подойдут звуковые платы доступного уровня. Они качественно воспроизводят MIDI, и к ним можно подключить MIDI-клавиатуру, получив полноценный синтезатор. При этом целесообразно сэкономить средства, купив именно качественную MIDI-клавиатуру, а не отдельный синтезатор. Возможности синтезатора строго фиксированы, а мощности компьютера постоянно растут. При этом постоянно появляется новое музыкальное ПО, расширяющее возможности музыканта. Любому, самому лучшему синтезатору не угнаться за возможностями современного ПК.

При выборе карты обратите внимание на наличие разъемов для подключения MIDI-клавиатуры. Чем больше каналов синтезатора MIDI, чем обширнее таблица семплов, тем лучше. На базе высококачественной звуковой платы и мощного компьютера соответствующей конфигурации создается домашняя студия звукозаписи. Чем выше разрядность оцифровки звуках и частота дискретизации, тем лучше. Доступные по цене звуковые платы могут записывать с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц.

Звуковая карта музыканта должна обеспечивать качественное аналогоцифровое преобразование для записи вокала и живых инструментов и качественное цифро-аналоговое преобразование для мониторинга, чтобы слышать результаты работы.

 

7.3. Звуковая плата для ценителей качественного звучания

Для ценителей звука окажется полезным наличие цифрового, а еще лучше – оптического выхода. Наиболее чистый и качественный звук достигается при подключении колонок через оптический интерфейс.

Поддержка Dolby Digital, Dolby Digital EX, DTS-ES Surround, DTS Digital Surround окажется не лишней. При прослушивании пиратских DVD-качественного звука можно не получить, лицензионные DVD-диски имеют звуковые дорожки с поддержкой перечисленных технологий. Кроме того, в продаже есть диски форматов DVD-Audio с высоким качеством звуковых дорожек, но это достаточно дорогое удовольствие.

Хорошо, если в комплекте звуковой платы будет пульт дистанционного управления. 8. Извлечение и установка аудиокарт

 

Аудиокарта, изготовленная в виде платы расширения, устанавливается в свободный PCI-слот ПК. Если все слоты свободны, то не ставьте ее вплотную к видеоадаптеру, для обеспечения лучшей вентиляции и охлаждения.

При установке в новый ПК лучше вначале установить аудиокарту, а затем сетевую плату, чтобы сначала ОС выделила ресурсы звуковой плате. Если система очень сильно загружена адаптерами, то может произойти «конфликт» устройств. При возникновении проблем попробуйте переставить адаптер в другой свободный слот PCI.

Если же вам нужно заменить старую звуковую плату на новую, то, перед тем как ее менять, удалите в операционной системе драйвер предыдущей карты и все старое ПО, которое входило в комплект с предыдущей звуковой платой. Выключите ПК, обязательно отключите его от сети 220 В. Снимите боковую крышку корпуса и извлеките аудиокарту. Включите ПК, проверьте, отключен ли встроенный звуковой адаптер в BIOS, удалились ли драйверы от старой карты. Затем выключите ПК, установите новую звуковую плату и вновь включите ПК. Наконец, установите драйверы.

 

9. Диагностика аудиокарт – тестирующие программы

 

RightMark Audio Analyzer (audio.rightmark.org/download.shtml) представляет собой программный комплекс для качественного тестирования звуковых карт в среде операционных систем Windows. RMAA на данный момент используют как любители, так и профессионалы.

Программа имеет удобный интерфейс пользователя, устройства разных API выбираются из списка устройств в единой базе данных, отчет формируется в HTML. Программа среди прочих параметров определяет гармонические искажения и шум (в децибеллах и амперах), работает в режиме моно. Варианты просмотра графиков спектров: линейный, логарифмический, мелодический.

В профессиональной версии программы предусмотрены ASIO-интерфейс, диагностика возможностей ASIO-устройств: поддерживаемые частоты, размер буферов, список каналов выбор входов-выходов из списка при тестировании ASIO-устройств. Есть возможность произвольного использования разных устройств API (MME, DirectSound, ASIO) в одном тесте.

 

10. Неисправности звуковой карты

 

Если вы подняли громкость, в акустических системах появился шум, отключите в микшере неиспользуемые входы (CD, линейный, микрофонный и т. д.). Шум, издаваемый ПК, нередко отрицательно сказывается на звукозаписи.

Основные источники шума в компьютере:

1. Вентиляторы, охлаждающие процессор, систему, видеокарту.

2. Жесткий диск.

3. Приводы CD-, DVD-дисков.

Приводы CD или DVD из-за высоких скоростей считывания шумят достаточно сильно. Если дисковод CD или DVD используется не так часто, на время работы со звуком лучше отключить. Еще один путь борьбы с шумом – это программное ограничение скорости вращения диска, например, с помощью специальной утилиты Nero DriveSpeed (www.cdspeed2000.com/download.html). Следует установить оптимальное соотношение между скоростью считывания и уровнем шума.

Для уменьшения шума от компьютера есть разные шаги: улучшение звукоизолирующих качеств корпуса, уменьшение числа и мощности вентиляторов или использование альтернативной системы охлаждения – без вентиляторов.

Дешёвые корпуса часто резонируют, усиливая гудение винчестера и вентиляторов. Проблема решается установкой специальных прокладок в месте крепления диска, или даже установкой диска на системе подвесов в пятидюймовом отсеке, однако в обоих случаях встаёт вопрос охлаждения, так как немалая доля теплообмена между корпусом жёсткого диска и окружающей средой происходит как раз через металлическое шасси, к которому он крепится.

 

Ещё один параметр корпуса, оказывающий влияние на уровень шума системы, – толщина стенок корпуса. Чем толще стенки, тем лучше они поглощают шум. Для уменьшения шума стенки корпуса еще обклеиваются (не закрывая вентиляционные отверстия) изнутри автомобильным звукопоглощающим материалом.

Многие современные МП имеют функцию автоматической регулировки скорости вращения вентиляторов в зависимости от показаний температурных датчиков. Имеется возможность управления скоростью вентиляторов вручную, с помощью специальных программ, например SpeedFan (www.almico.com/sfdownload.php).

Если встроенный в МП аудиоадаптер вышел из строя, что происходит достаточно редко, то его проще заменить дополнительной звуковой картой, которая к тому же обеспечит более качественный звук, чем ремонтировать МП.

Если неисправна звуковая карта и гарантийный срок обслуживания закончился, то ее следует заменить.

 

11. Описание акустических систем

 

Для прослушивания звукового сигнала – преобразованных в звуковые колебания электрических сигналов – понадобится акустическая система. Большинство пользователей ПК устанавливают небольшие настольные компьютерные колонки, а также наушники. В акустических системах, как правило, встроен усилитель низкой частоты. Раньше, в эпоху 486-х компьютеров, выпускались пассивные колонки – без усилителя, но сейчас таких колонок практически нет. Усилитель за редким исключением находится в корпусе, в одной из колонок. В этой же колонке расположен блок питания усилителя, органы управления – выключатель питания, регуляторы громкости и тембра, а также соединительные разъемы. Встречаются конструкции, в которых усилитель выполнен в виде отдельного функционального блока. Как правило, это более качественные и дорогие системы. Среди систем с усилителем, встроенным в колонку, тоже встречаются модели с высокими техническими характеристиками.

 

Рис. 4. Настольные акустические системы

 

Рис. 5. Двухполосные акустические системы в деревянном корпусе обеспечат более качественное звучание

Рис. 6. Внешний усилитель для акустических систем

Рис. 7. Многоканальная акустика

Рис. 8. Сабвуфер

Звуковой выход ПК помимо компьютерных колонок также подключается к входу микшера, отдельного усилителя с мощными звуковыми колонками, магнитофону, музыкальному центру.

Для качественного воспроизведения, которое обеспечивает звуковая плата, нужно, чтобы акустические системы ей соответствовали. Дешевые небольшие колонки обеспечат «плоский» звук, лишенный «сочности». Но стоит установить более качественные колонки, как сразу становится заметной разница – в хорошем звучании басов и высоких частот. Подключив к высококачественной звуковой плате еще более дорогие и качественные колонки, вы услышите чистый, «прозрачный» звук, каждый инструмент будет слышен четко, и появятся нюансы, которые на дешевых колонках были вообще не слышны. Разница между одной и той же композицией, звучащей на разных колонках, на слух хорошо заметна. Поскольку восприятие звука индивидуально, то звучание колонок нужно оценивать субъективно.

Но в целом для обеспечения высококачественного звука стоит обратить внимание на колонки, у которых деревянный корпус, двух– или трехполосный диапазон воспроизведения (высокочастотный, низкочастотный и среднечастотный динамики). Если карта не поддерживает стандарт колонок, то нет смысла их покупать. К примеру, если она не поддерживает 7.1, то такие колонки брать не стоит.

Частота, реально воспроизводимая АС, зависит от неравномерности частотной характеристики. Если «завал» частотной характеристики составляет 10 дБ, то от широкого звукового диапазона толку не будет. Приемлемый уровень отклонений в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц – не более 3 дБ, при этом громкость на краях диапазона снижется примерно вдвое. У профессиональной студийной акустики это значение – не более 1 дБ.

В акустических системах отечественного производства указывалась акустическая мощность. А вот большинство иностранных производителей АС, маркируя свою продукцию, обозначают так называемое P.M.P.O. (Peak Music Power Output) – пиковое значение максимальной электрической мощности на выходном каскаде усилителя – максимальная кратковременная мощность. Это значение примерно в 20 раз превышает номинальную акустическую мощность.

На упаковочных коробках обычно красуется максимальная мощность, которую система может выдать в очень короткий промежуток времени и не «сгореть». Разумеется, это не показатель мощности колонок. На такой мощности колонки не смогут работать. Поэтому нужно принимать во внимание среднюю номинальную мощность или среднеквадратическую – RMS Power – показывает мощность, которую система обеспечивает постоянно, то есть мощность, которую акустика выдерживает продолжительное время без механических и тепловых повреждений.

Чем мощнее усилитель и акустическая система, чем шире воспроизводимый частотный диапазон с минимальными отклонениями (спадом) и чем меньше коэффициент гармонических искажений – тем звук будет более качественным.

Акустическую систему покупайте в соответствии с вашими личными предпочтениями. Для прослушивания спокойной музыки, например классической, подойдет АС мощностью 10 Вт на канал с диапазоном частот 6018 000 Гц, а для современной музыки важны басы, поэтому следует уделить внимание колонкам с эффективным воспроизведением 20 Гц либо с сабвуфером. Если же вы – любитель эстрадной, джазово-блюзовой музыки, то сабвуфер только все испортит, лучше купите две качественные 3-полосные колонки с отдельным усилителем.

Ниже представлено описание аббревиатур, встречающихся на корпусе аппаратуры, которое поможет вам правильно соединить АС.

 

 

 

 

Рис. 9. описание аббревиатур

12. Неисправности акустических систем

 

Несмотря на то что акустические системы внешне выглядят как очень надежные устройства, они так же могут выйти из строя, как и остальные компоненты ПК. Причем причиной их выхода из строя необязательно должен быть заводской брак, нередко дефект наступает по вине пользователя. Прежде всего, как любая техника, акустические системы не любят эксплуатацию на предельной мощности. Почему? Когда ручка громкости вывернута на максимум, блок питания вырабатывает наибольшую мощность. Обычно встроенный блок питания в акустических системах рассчитан на эксплуатацию в режиме номинальной мощности, и при повышении ее до максимума он начинает греться, элементы его схемы работают под сильной нагрузкой. Если в такт музыке начинает помигивать светодиод питания на лицевой панели колонки, то это говорит о том, что БП работает на пределе и вероятность выхода его из строя высока. Этого допускать не следует. Слушать мультимедийные колонки рекомендуется максимально на 70–80 % от предельной мощности. Также БП часто выходит из строя при перепадах напряжения.

Неисправный БП вполне можно отремонтировать, заменив в нем вышедший из строя элемент. В АС не используются импульсные БП. Они выполнены по традиционной схеме.

Если не удается найти соответствующий элемент замены, то исходя из спецификации микросхемы встроенного усилителя низкой частоты (УНЧ) следует определить необходимые параметры питания: номинальные напряжения, мощность. Узнать спецификацию микросхемы проще по справочникам или в Интернете. Если БП не удается отремонтировать, то остается встроить в АС блок питания, аналогичный по рабочим параметрам. Его можно приобрести в специализированных магазинах, радиорынках или через Интернет. Для увлеченного радиолюбителя не составит труда смастерить подходящий по электрическим параметрам и конструкции БП.

Выход из строя БП в АС хоть и частый, но не единственный дефект. Случается, что выходит из строя микросхема усилителя, она вполне подлежит замене. Однако вначале нужно определиться, оправдана ли такая замена экономически. В случае недорогих колонок, скорее всего, проще заменить сами колонки, если не удастся найти в продаже нужную микросхему УНЧ.

При выходе из строя усилителя вопрос решается заменой либо вышедшего элемента, либо усилителя целиком. Если нет возможности заменить встроенный усилитель, для радиолюбителя несложно собрать аналогичную по параметрам и габаритам схему усилителя. Также в продаже встречаются готовые наборы – плата с деталями, из которой собирается усилитель. Перед заменой убедитесь, что вышел из строя именно он. С помощью мультиметра проверьте выход усилителя.

Гораздо реже выходят из строя громкоговорители – динамики. Тем не менее может потребоваться заменить динамик, звучание которого нарушено – «хрипит». Такой громкоговоритель может «сесть», например, после длительной работы на максимальной мощности, происходит обрыв динамика, или если его случайно проткнули острым предметом и т. д. Следует подобрать громкоговоритель, соответствующий испорченному по типу, габаритам, мощности, сопротивлению.

Устанавливать низкоомный динамик вместо высокоомного не стоит. Например, если вы установите вместо 8-омного громкоговорителя 4-омный, рискуете тем, что усилитель выйдет из строя. Обратное возможно, но мощность воспроизведения в таком случае снизится.

В специализированных мастерских и сервисных центрах могут перемотать сгоревшую обмотку громкоговорителя.

Причиной «хрипа» колонки в некоторых случаях является поломка динамика – некачественный проводник, соединяющий внешнюю клемму динамика с обмоткой катушки. Если проводник разорвался, то динамик (колонка) не работает. Ремонт состоит в замене проводника. Если нет в продаже соответствующего провода, возьмите из другого нерабочего динамика. При замене надежно закрепите проводник на диффузоре. Лучше зафиксировать эпоксидной смолой.

При поломке регуляторов громкости или частот слышится треск из колонок во время регулировки соответствующих параметров. Регуляторы (переменные резисторы) нужно заменить новыми и перепаять. Стоимость их невысокая. Однако при желании (невозможности) замены попробуйте их отремонтировать. Смазка графитовой поверхности, по которой двигается ползунок среднего контакта, позволит избавиться от нежелательных призвуков, «хрипа».

Извлеките потенциометр, разберите и посмотрите на графитовую поверхность.

Если видна глубокая канавка, прочерченная ползунком, тогда либо надо заменить, либо, если конструкция позволяет, сдвинуть немного поверхность, так, чтобы ползунок ходил по незаезженной поверхности.

Если поверхность все еще в рабочем состоянии, перед смазкой желательно почистить от грязи и пыли изопропиловым спиртом. Для смазки графитовой поверхности рекомендуется использовать средство в аэрозольной упаковке «KONTAKT WL». Затем на графитовое покрытие нанесите смазку. Иногда смазывают машинным маслом, техническим вазелином, трансформаторным маслом. Польза, конечно, будет. Но, скорее всего, со временем такая смазка ухудшит свойства. Лучше нанести смазку, предназначенную для этого.

На радиорынках и в интернет-магазинах продаются специальные растворы, но они могут постепенно высыхать. После смазки несколькими оборотами размажьте смазку по поверхности.

С помощью мультиметра неплохо проверить изменение сопротивления при вращении.

 

Иногда требуется слегка прижать ползунок для более плотного контакта, но не сильно. В работе вам помогут паяльник, шило и пинцет.

Немалая часть дефектов связана с неправильным подключением, неисправностью соединительных кабелей, а также проблемами со звуковой картой и некорректными настройками в ПК, драйверами и т. д. Кабель обычно обрывается из-за небрежного подключения и отключения штекера к источнику звука. Все соединения должны быть надежными, с хорошим контактом.

Чтобы проверить, работает ли усилитель активных акустических систем, достаточно подсоединить штекер к обычному плееру. Либо просто коснуться пальцем штекера – звукового входа акустических систем и прислушаться: при вращении ручки регулятора громкости «шипение» из колонок должно усиливаться. В некоторых случаях причиной неработоспособности усилителя или сабвуфера оказывается сгоревший предохранитель.

При эксплуатации АС старайтесь не располагать их вблизи отопительных приборов, а в грозу выключайте из розетки.

Неисправностям подвержены микрофоны и наушники. Большая часть дефектов возникает вследствие неправильной эксплуатации, неосторожного обращения, невнимательности. Неисправности часто возникают по причине обрыва контактов или их нарушения. Если микрофоны используются в студии, следует оберегать кабели, идущие по студии, от повреждения. Прокладывая звуковые кабели, нужно стараться максимально отдалить их от электрической проводки. Конденсаторные микрофоны не рекомендуется переносить и даже передвигать, когда они под напряжением. Вообще микрофоны во время эксплуатации чувствительны к толчкам, вибрации и тряске. Повышенного внимания при эксплуатации требуют ленточные микрофоны, так как они максимально чувствительны.

 

Всегда старайтесь соблюдать меры предосторожности. Нельзя подключать акустические колонки к включенному усилителю. При подключении нельзя допускать замыкания между проводниками. На поверхность аппаратуры не допускайте попадания солнечных лучей. Ребра радиаторов на поверхности усилителей или сабвуферов не должны накрываться ничем. Кроме того, источником дефектов могут оказаться маленькие дети, бросившие внутрь металлические предметы, забившие отверстие фазоинвертора мелкими игрушками.

В пультах управления своевременно меняйте батарейки, не допускайте их окисления. Старайтесь использовать качественные батарейки и пальчиковые аккумуляторы. Даже новый аккумулятор не застрахован от того, что он не держит заряд, особенно если от малоизвестного производителя. Для зарядки аккумуляторов приобретите зарядное устройство с микропроцессором, с возможностью тестирования.

В случае, когда нет коммуникационных проводов, их несложно изготовить самому.

Звуковой провод должен быть трехжильным с общей экранирующей оплеткой либо с оплеткой, экранирующей каждую жилу. Экранирующая оплетка – это «плетеная сетка» из медной проволоки, сплошная оплетка лучше экранирует сигнал от наводок. Вам понадобятся разъемы RCA и 3-контактный Minijack.

Если нет трехжильного провода, сгодится обычный ШВВП. Одну жилу этого провода выведите снаружи в качестве «минуса». Вполне подойдут разъемы от старых проводов, наушников. Понадобятся пластиковые хомуты либо изолента и термоусадочные изоляционные трубки соответствующего диаметра.

Очистите Minijack, припаяйте провод. Сверху надевается термоусадочная трубка, после она обжигается спичкой или зажигалкой. Не держите зажигалку долго на одном месте, чтобы трубка не обуглилась.

Хорошо подойдет строительный фен, обеспечивающий температуру в среднем 150–200 °C.

Разберите разъемы RCA, припаяйте соответствующие провода к их двум «плюсам». Затем к одному из них припаивается «минус» вместе с отрезком провода, который пойдет на «минус» второго разъема. Соберите разъемы и обожгите.

Чтобы не болтался «минусовой» провод, зафиксируйте его изолентой или пластиковыми хомутами.

Заключение

 

   В результате проделанной работы, мы узнали что представляет собой звуковая карта, ее устройство, принципы работы и наиболее частые неисправности звуковых карт и способы их решения . Так же рассмотрели различные акустические системы, привели ряд неисправностей которые могут возникнуть в акустических системах.

Список использованной литературы

 

 

Приложение А

Блок-схема технического обслуживания

аудиосистемы персонального компьютера

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *