Metodika_dlya_otsenki_poznavatelnoy_aktivnosti_v_starshem_doshkolnom_vozraste



Методика для оценки познавательной активности в старшем дошкольном возрасте 
(см.: Рекомендации по выявлению умственн
о- одаренных детей дошкольного возраста / ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева. – Москва : Московский городской психолого-педагогический институт, 1999. – 104 с. – (ПсихологическаЯ диагностика) . – ISBN 5-88919-009-1.)

 

Методика проводится индивидуально. 

Ребенку предъявляется одна из картинок и его просят задать как можно больше вопросов к ней. Экспериментатор стимулирует ребенка после каждого придуманного вопроса на новый (А что еще ?, О чем еще можно спросить ? и т.п.).

После того, как ребенок придумал все возможные для него вопросы, предъявляется следующая картинка и повторяется инструкция. 
При оценке выполнения задания учитывалось не только количество придуманных вопросов, но и их содержательная сторона. Именно качественная характеристика вопросов служила наиболее важным критерием. 

В исследовании Бурлаковой И.А. (1996 г.), в котором использовались «Вопросы к картинкам» для выявления познавательной активности у умственно одаренных детей, было выделено 4 типа вопросов, придумываемых дошкольниками к картинкам.

Первый тип объединяет вопросы, которые связаны с непониманием и / или непринятием детьми условности изображенной ситуации, то есть действия животных в человеческих ситуациях. («Почему лисичка в юбочке и с бантиком ?» «Почему обезьянка читает книжку?» и т. п.). 

Второй тип объединяет вопросы, которые можно охарактеризовать как описательные. Ответы на такие вопросы в совокупности составили бы описание картинки (« Кто изображен на этой картинке?», «Что они делают?», «Что у этой обезьянке в руке?», «На чем сидят обезьянки?» и т. п.).

К третьему типу относятся вопросы, расширяющие изображенную ситуацию. Эти вопросы касаются предшествующих, по мнению ребенка, персонажей («Что получит тот, кто прибежит первым?», «Где учитель ?», «Почему нет еще одной обезьянки?», «Как они балуются на переменках?» и т. п.). Расширяют изображенную ситуацию и уточняющие вопросы («На чем пишут обезьянки: на деревяшечках или бумаге?», «Почему кроме них никого нет?», «Почему вместо парт стулья?» и т. п.).

Четвертому типу соответствуют содержательные вопросы, которые направлены на раскрытие сути, основного содержания изображенного на картинке события («Куда бегут лисички?», «О чем спрашивает учитель?», «Почему один бежит первым, а другой отстает?», «Почему одна обезьянка не слушает?», «Что читает эта обезьянка?», «О чем эта книжка ?» и т. п.).

Результаты выполнения задания оцениваются по 5- тибалльной шкале. 

В 1 балл оценивается задание, если ребенок придумал меньше 2 вопросов, относящихся к I типу, или совсем не принял задание. 

В 2 балла оценивается задание, если количество вопросов, относящихся к I типу, преобладают над количеством вопросов, относящихся ко II типу. 

В 3 балла оценивается задание, если количество вопросов, относящихся ко II- му типу, преобладает над количеством вопросов, относящихся к I типу. 

В 4 балла оценивается задание, если количество вопросов, относящихся ко II- му типу, преобладает над количеством вопросов, относящихся к I типу, и появляются вопросы, относящиеся к III и IV типу.

В 5 баллов оценивается задание, если количество вопросов, относящихся к III и IV типу, преобладают над количеством вопросов, относящихся к I и II типу.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *